Елецкая Елена Владимировна
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию
«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент- это патриотизм…»
В. В. Путин
Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Для воспитания юного патриота своей Родины, а как известно, что патриотизм – в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству, необходимо чтобы было создано соответствующее гражданско-патриотическое пространство. Я считаю, что наш детский сад максимально приближен к его созданию.
С первого дня поступления в детский сад дети начинает получать значимые знания о своей Родине. В каждой группе нашего ДОУ есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.
Особое внимание в детском саду стоит уделять развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. Для этого в группах всех возрастов могут проводиться соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят утренники и развлечения, посвященные таким праздникам как" Рождество Христово"," Масленица", Пасха, "Яблочный спас" и медовый спас", " День Победы", "День Защитника Отечества"," День матери", "День семьи, любви и верности" и др.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной и непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности мы, педагоги используем дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Также в работе по данному направлению применяются инновационные методы и приемы. К таким методам относятся мультимедийные презентации, квесты, лэпбуки, проектная деятельность и другие.
Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильны эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в молодых семьях вопросы патриотизма. гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к созданию развивающей среды и воспитанию патриотических чувств требует от воспитателя особого такта.
Дети наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество.
«Только тот. Кто любит, ценит, и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».