Папки-передвижки

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений

Ольга Ставинова
Опыт работы по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы

«Формирование элементарных математических представлений у детей

Дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 5

Практическая часть 8

Заключение 13

Литература 14

Введение

Публикация «Опыт работы по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку. И многое, многое другое. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель организованной образовательной деятельности по ФЭМП - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека.

Актуальность темы обусловлена тем, что ориентиры к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить уровень дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Работая по этой теме я поставила перед собой цель:

• обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;

формирование математических знаний у дошкольников;

• создание благоприятных условий для развития математических способностей.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие этапы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Теоретическая часть

Особенности использования дидактических игр в процессе

формирования элементарных математических представлений у

дошкольников

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести с половиной лет. В основном образовательная деятельность носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познавательное развитие» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивает использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Не менее важным условием, обеспечивающим успех, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Практическая часть

Работу по формированию у детей элементарных математических

представлений веду со второй группы раннего развития по программе «От рождения до школы». С каждым последующим возрастом детей объем материала по изучению математических представлений увеличивается. Дидактическую игру, включаю как одно из средств реализации программных задач, как для усвоения, так и для закрепления новых знаний. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» заданиями. Применяю игры так, чтобы сохранялись и систематизировались элементы познавательного, игрового общения.

Игры, способствующие развитию математических наклонностей

1. Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать детям в определенной последовательности : составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5квадратов.

2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из геометрических фигур силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин.

«Пифагор» - силуэты животных.

5. Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Также в своей работе использую дидактические игры:

1. Игры с геометрическими фигурами.

2. Игры на ориентирование в пространстве.

3. Игры путешествие во времени.

4. Игры с цифрами и числами.

5. Игры на логическое мышление.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т. е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего я, как воспитатель организую игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании. Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

Остановлюсь подробнее на том, как работаю с детьми по каждой группе игр.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагаю детям узнать в окружающих предметах геометрические фигуры. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур из счетных палочек, «Сложи фигуру», «Подбери по форме», «Развивающее лото» дают возможность закреплению знаний о формах. Переходя от простых заданий к более сложным, уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно уметь представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Для того чтобы заинтересовать детей, использую предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя, сюрпризные моменты. Мной разработано множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Путешествие по комнате» и другие игры.

Третья группа представляет собой дидактические игры - путешествие во времени. Дети в игровой форме знакомятся с частями суток через дидактические игры: «Малыш, знай время», «Назови скорее», «Тик - так»; с днями недели «Веселый паровозик», «Детям о времени»; с временами года «Заботы круглый год», «Четыре времени года».

В разделе количество и счет, обучаю счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах от 5-10, играя в игры «Какой цифры не стало?», «Сосчитай», «Исправь ошибку», «Путаница», «Число, как тебя зовут?». Сравнивая две группы предметов, располагаю их, то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делаю для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления - формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множеств дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Например, такие игры как «Найди похожую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Блоки Дьенеша» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Также использую задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, на поиск чисел.

Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета (дидактическая игра «Продолжи ряд»). После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

В группе мною оборудован центр «ФЭМП». Дети имеют возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми. Организуя данный центр, исходила из принципа доступности и разного уровня развития детей

Для родителей я подготовила консультации, папки-передвижки, памятки. Проводила открытые мероприятия для педагогов, делясь своими знаниями и умениями.

Заключение

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д., органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка. Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей всё-таки удаётся при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-336с.

2. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. –М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018.-80с.

3. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. –М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018.-64с.

4. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : Учеб. -метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». – 4-е изд., перераб. и доп. – М. :ТЦ Сфера, 2018. – 96с.

5. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Изд. - М. : Просвещение, 1992.-191с.

6. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2007

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию элементарных математических представленийДидактические игры по формированию элементарных математических представлений Математические игры Математические игры своими руками Игра «Собери МУХОМОР» Цель: закреплять умение соотносить количество и число. Материалы:.

Опыт работы «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Чупова Наталья Сергеевна, воспитатель.

Конспект НОД по формированию элементарных математических навыков «Закрепление математических представлений» Цель: Закрепление математических представлений. Задачи: Образовательные 1. Закрепить количественный и порядковый счет. 2. Формировать пространственные.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Поровну «Б» Кульдубаева Наталья Леонидовна, воспитатель МБОУ Школа № 12 г. о. Самара, Ершова Елена Николаевна, педагог-психолог МБОУ Школа №12 г. о. Самара,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в мир сказок» Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений. Задачи: 1. Закреплять знания о количественных и порядковых.

Консультация для воспитателей по формированию у детей элементарных математических представлений Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

ООД по формированию элементарных математических представлений «Порядковый счёт в пределах 5» ООД Познавательное развитие по формированию элементарных математических представлений Программное содержание: Продолжать учить порядковому.

Опыт работы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным Б. Паскаль Огромную роль в умственном воспитании.

Опыт работы «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования.

Опыт работы «Развитие у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе» Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет работа по развитию элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию элементарных математических представлений
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 20:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ставинова (УИ 255166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД