Марина Ивановна Андреева
Опыт работы по формированию у детей старшей группы потребности в знаниях основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно в Российской Федерации погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения своей безопасности, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы по формированию у детей старшей группы потребности в знаниях основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В настоящее время задача безопасной жизнедеятельности в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных. Я поставила перед собой следующие задачи:
• изучение правил дорожного движения и дорожных знаков,
• знакомство с причинами возникновения пожаров и профилактическими противопожарными мерами;
• воспитание навыков адекватного поведения в различных ситуациях,
• формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• расширение знаний о своем организме и способах его защиты;
• внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;
• информирование и вовлечение родителей в профилактические мероприятия по обеспечению безопасности в ДОУ.
Вся образовательная работа строится по модулям :
1. Работа с детьми. 2. Работа с родителями.
Работа с детьми.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе, стимулирую к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире; если к нему подошел с просьбой незнакомый человек; если горит зеленый, но едет, например, скорая помощь; как отличить ядовитые грибы от съедобных; как ухаживать за своим телом и т. д. Для этого использую:
• специально организованные занятия, такие, как «Береги свое здоровье», «Подружись с зубной щеткой», «Чудесное яблоко или Зеркало нашей души» (о строении глаза, «Школа зеленого огонька», «Бытовая техника - наша помощница, а не враг», «Приключения в стране микробов»,
• исследовательскую деятельность (опыты, практические упражнения) : «Спички не тронь – в них огонь», «Почему во время пожара следует дышать через мокрую ткань?»
• провожу ознакомление с правилами ОБЖ через произведения художественной литературы (С. Маршак «Пожар», «Путаница» К. Чуковского, С. Михалков «Дядя Степа» и т. д.)
• игровую деятельность: игра-соревнование «Страна Светофория», «Найди правильное решение», игра-тренинг «Кукла Катя заболела гриппом», «Самое дорогое – это здоровье», «Опасно – не опасно», «Азбука пешехода», «Какой дорожный знак, назови»; подвижная игра «Пожарные на ученье»; экологическая игра «В лес за грибами»; «Продовольственная корзина» (о полезных и вредных продуктах).
• беседы: «Что я могу», «О правильном питании», «Спорт – это жизнь», «Что может случиться, если взять в руки…», «Осторожно – река», «На улице, в городе славном моем стоит постовой на посту трудовом»; «Для чего нужны ресницы и брови», «Дым и огонь не к добру, та и знай», «Умеешь ли ты общаться с животными».
• уроки Пилюлькина и Знайки, Мудрой Совы: «Осторожно - грипп», «Чтобы не простудиться», «Знаешь ли ты себя», «Лесная аптека», «Тихая охота», «Осторожно – ядовитое растение», «Чисти зубы, руки мой»; «Чтобы праздник не стал бедой»;
Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы, в ходе которых формируются у детей :
личностные качества — дисциплинированность, культура поведения, выдержка, внимание;
Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, им предлагаю наглядный материал, увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, в ходе которых дети овладевают новыми для них способами действия.
• Рассматривали проблемные ситуации и способы их разрешения. Например: «Ты остался один дома. Чем можно заняться?», «Если ты потерялся…»(повторяем домашний адрес, обыгрывание ситуации «Не открывай чужому дверь, любым словам его не верь», «А если пожар…»;
• Проводили развлечения «Путешествие в зеленую аптеку», «Улыбка и смех - здоровье для всех», просмотр кукольного спектакля «Сказка про светофор», викторины «Умники и умницы», «Осторожные сказки»;
• Знакомили с профессиями пожарного, постового регулировщика, работника ГИБДД, работой бытовой техники и микроскопа; номерами спецслужб.
• В игровой форме уточняли и закрепляли правила поведения в общественном транспорте, на реке, при гололеде, первых признаках пожара.
Очень важно развивать у детей чувство ответственности за свои поступки. Следует показать детям предназначение спичек, других опасных предметов в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках, воспитывать чувство уважения к труду пожарных и людям других профессий, обеспечивающих нашу безопасность, развивать чувства коллективизма, ответственности, выдержку.
Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил ОБЖ, а также правила «Нельзя!» :
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;
-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы;
-общаться с незнакомыми людьми, животными;
-рвать незнакомые грибы, растения, ягоды.
Содержание знаний, умений и навыков направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера.
Особое внимание уделяю практическим занятиям. При изучении правил ОБЖ любое занятие подтверждаю практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно.
Как же совместить практику с теорией? Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию знаний о безопасном поведении.
При разработке занятий, бесед и др. форм педагогической деятельности учитываю психолого - педагогические особенности воспитанников старшего дошкольного возраста, объективную сложность содержания заданий и различные способы их решения. Дети не только слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают сверстники, вместе отбираем содержание, которое закреплено научным знанием.
В ходе работы по ознакомлению детей с ОБЖ были изготовлены следующие дидактические игры: «Как поступить в данной ситуации», «Найди ядовитые ягоду, гриб, растение среди полезных», «Правильные и неправильные дорожные знаки», карточки по противопожарной безопасности, памятки для родителей по ОБЖ.
модуль «Работа с родителями»
В период реализации программы по ОБЖ были использованы как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы с родителями воспитанников группы. Родителям были предложены консультации на темы: «Чем опасен дым», «Кухня – не место для игр»,
«Пусть елка новогодняя нам радость принесет». Мною были предложены анкеты: «Что нужно знать каждому по ОБЖ», «Если в доме пожар» и др.
Совместно с родителями прошло развлечение «Турнир эрудитов», на котором родители были непосредственными участниками. Было очень приятно, когда команда детей выиграла у команды родителей, показав хорошие знания в области ОБЖ. Надеюсь, что полученные знания помогут нашим детям всегда оставаться живыми и здоровыми.