МААМ-картинки

Опыт работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Ольга Боцман
Опыт работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Гармоничные отношения со сверстниками являются необходимым условием для эмоционального и психологического развития ребенка. Однако зачастую дети испытывают сложности во взаимодействии с другими детьми, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его социального и личностного развития.

Публикация «Опыт работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Данные диагностики межличностных отношений показали, что дети в старшей группе еще не сплочены, уровень взаимности невысокий (33%, не совсем развиты дружеские и приятельские отношения, что обуславливается аффективными, конфликтными формами поведения, бедностью и ограниченностью совместных интересов.

В связи с этим стал вопрос о создание системы работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

В начале работы были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать комплект психодиагностических методик, выявляющих межличностные отношения детей дошкольного возраста.

2. Создать и апробировать цикл занятий по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

3. Создать условия для развития межличностных отношений дошкольников, посредством использования различных игр, упражнений.

4. Выявить показатель сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Используемые методы диагностики: социометрия, беседа, наблюдение, дали полное представление об индивидуальных особенностях межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста и позволила точно спланировать работу по формированию позитивных межличностных отношений.

Изучив условия организации, необходимое оснащение, рекомендации Л. Н. Блиновой и Я. Л. Коломинского, Семенака С. И., были подобраны и систематизированы авторские упражнения и составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Играя, учимся общаться», состоящий из 22 занятий по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации цикла коррекционно-развивающих занятий решаются следующие задачи:

1. Создание положительного эмоционального фона между детьми;

2. Укрепление и развитие интереса к окружающим людям, воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия;

3. Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям.

Процесс эффективного формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста может быть представлен как последовательность следующих форм организации сотрудничества:

1. Работа детей в парах, созданных по взаимным симпатиям: Формирование пар по взаимным симпатиям обеспечивает позитивные переживания детей на занятиях, формирует мотивацию к совместной деятельности, но не всегда оказывает положительное влияние на ее успешность. С первых же занятий выделяется группа детей, которые проявляют положительные взаимодействия, но не могут справляться с заданием самостоятельно. Таким детям необходимы разные виды помощи, которую может взять на себя пока педагог. Работа в парах по симпатии подготавливает детей к объединению на основе деловых отношений.

2. Работа детей в парах, созданных по деловым отношениям:

Задания, предложенные на этом этапе, формируют способность выстраивать деловые отношения с разными сверстниками, независимо от симпатий к ним. Основной акцент в работе делался на формирование пар по принципу «сильный» - «слабый» ребёнок. Поэтому детям с трудностями в общении в деловом взаимодействии получал возможность учиться этому у своего товарища. А «сильный» ребёнок имел возможность предложить свою помощь, учиться взаимодействовать со сверстником, который нуждается в поддержке, а не только с теми, с кем легко договариваться и успешно получать общий результат.

3. Работа детей в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям. Групповая совместная работа достаточно трудна для большинства детей, т. к. требует сформированности ролевого поведения – уметь быть «организатором», «руководителем», «подчиненным», «наблюдателем», «советчиком» и т. д. Работа на этом этапе строилась с учетом круга предпочитаемых детей, выявленного в процессе эксперимента статусного положения детей среди сверстников.

4. Работа в группах, объединяющих детей, как по деловым, так и эмоциональным отношениям. К этому этапу у большинства детей сформировалось желание участвовать в совместной деятельности. Признаком этого был мотив – предпочтение выбора совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.

5. Работа детей в группах, целью которой является общегрупповой результат. Группа в данном случае выступает в роли «соучастника» общего дела. Особенно важным становится развитие новых социальных ролей: понимание того, что «я - часть коллектива». На этом этапе большинство детей предпочитают выполнять задание в группах, стараясь продемонстрировать хорошее развитие деловых межличностных отношений.

В основе коррекционно-развивающих занятий лежат следующие принципы:

1. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий заданий и упражнений;

3. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

На коррекционно-развивающих занятиях были применены следующие методы и приёмы, способствующие формированию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста:

• игротерапия;

• тематическая беседа;

• элементы сказкотерапии и пескотерапии;

• проигрывание проблемных ситуаций с последующим их анализом;

• психогимнастика;

• релаксация;

• элементы арттерапии.

Для оценки эффективности разработанного цикла коррекционно-развивающих занятия по формированию позитивных межличностных отношений были использованы диагностические методики:

1. Социометрическая методика Я. Л. Коломинского:

Цель: изучить особенности межличностных отношений.

Методика позволяет выявить следующие данные:

• Определить структуру личных взаимоотношений между детьми;

• Выявить статусную структуру группы;

• Определить социально-психологический статус каждого ребёнка.

Результаты диагностики фиксируются в социометрической матрице. В результате социометрического исследования были получены данные, позволяющие составить краткую характеристику на каждого учащегося.

При анализе результатов методики важным показателем является:

• взаимность выборов детей (наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов);

• социовалентность - степень включенности во взаимоотношения (положительная социовалентность - преобладают положительные выборы, социовалентность отрицательная - преобладают отрицательные выборы;

• социологический статус ребёнка: звезды (получившие большее число положительных выборов, предпочитаемые (от 3 до 5 выборов, отвергаемые (получившие преобладающее количество отрицательных выборов);

• показатель взаимности: рассчитывается по формуле Вз=(Число взаимных выборов / число положительных выборов)*100%.

2. Беседа на тему: «Дружба в нашей группе»:

Цель: выяснить на какой основе строятся взаимоотношения в коллективе, являются ли наиболее популярные дети действительно достойными уважения сверстников и их симпатий, о чем свидетельствует высокий коэффициент взаимности: о действительной сплоченности коллектива на основе положительных целей или о тесном групповом контакте на основе отрицательных задач.

Для более глубокого анализа и объективной картины особенностей взаимоотношений детей была проведена беседа на тему: «Дружба в нашей группе» Я. Л. Коломинского. В ходе беседы было предложено определить мотивы положительного и отрицательного отношения к сверстникам:

I. Мотивы положительного отношения:

1. прилежание («Любим Настю и Аню. Они хорошие» и т. д.);

2. доброта («Любим Владика. Он добрый» и т. д.);

3. внешность («Любим девчонок. Они красивые» и т. д.);

4. ситуационные факторы («Мы вместе с Колей живем в одном доме» и т. д.).

II. Мотивы отрицательного отношения.

1. нарушение дисциплины, непослушание («Мы не любим мальчишек, потому что они балуются» и т. д.);

2. внешность («Не люблю Глеба он некрасивый» и т. д.).

Для того, чтобы выяснить на какой основе строятся взаимоотношения в коллективе, являются ли наиболее популярные дети действительно достойными уважения сверстников и их симпатий, о чем свидетельствует высокий коэффициент взаимности: о действительной сплоченности коллектива на основе положительных целей или о тесном групповом контакте на основе отрицательных задач, статус ребенка в группе был сопоставлен с характеристиками, наблюдением и данными, полученные в беседе с детьми и воспитателем.

Были получены следующие результаты:

Для «Звезд» характерны такие качества, как общительность, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие, активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость, серьезность, ответственность.

У «Предпочитаемых» можно отметить следующие черты личности: активность, общительность, самостоятельность, старательность, привлекательная внешность, но, обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.

Для «Отвергаемых» характерны такие качества, как непохожесть на остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность, невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность, ябедничество.

Таким образом, в данной выборке на популярность ребенка влияют его индивидуально-личностные особенности, поведение, коммуникабельность, особенности внешнего вида и т. п.

У популярных среди сверстников детей отмечаются следующие качества: активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность.

Для непопулярных детей характерны: неконтактность (застенчивость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству, обману и нарушениям дисциплины.

В результате проведенного цикла коррекционно-развивающих занятий, увеличилась сплоченность группы и статусная структура: в группе уменьшилось число «отвергаемых», увеличилось число «звезд» и «предпочитаемых», усилилась эмоциональная связь детей со сверстниками. В ходе занятий дети узнали не только себя, но и сверстников, которые открылись перед ними с ранее неизвестных сторон. Усилилась мотивация детей к общению, т. к. проведенные занятия создавали для этого условия. Усиление мотивации, интереса друг к другу повысили и уровень сплоченности.

Для детей главными мотивами положительного отношения в первую очередь стало прилежание, доброта и оказание помощи, т. е. удалось сформировать систему ценностных ориентаций. В качестве отрицательных мотивов учащиеся отмечают нарушение дисциплины, а критерии внешности (как было до занятий) не является для них первостепенной, т. е. определяющей.

Все результаты полученный после проведённого цикла занятий, даёт возможность сделать вывод о результативности коррекционно-развивающих занятий, которые способствуют развитию навыков межличностного взаимодействия. Такая хорошая динамика стала возможна при систематическом проведении занятий по формированию позитивных межличностных отношений.

Публикации по теме:

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 13:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Боцман в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД