Ирина Леготина
Опыт работы по физическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! Я, Леготина Ирина Валерьевна, являюсь инструктором по физической культуре МБДОУ «Иланского детского сад №50». Хотела бы с Вами поделиться своим опытом работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. В связи с модернизацией образования - внедрением в практику инновационной оздоровительной технологии.
Публикация «Опыт работы по физическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В соответствии с Законом об образовании РФ от 29.12.12 № 273 ФЗ, Глава 2 статья 10, детский сад – первая ступень общей системы непрерывного образования, главной целью которой является всестороннее гармоничное развитие ребенка.
В целевых ориентирах образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 п. 4.6) сказано : «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Проблема:
А практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре не достаточно для полноценного двигательного режима и эмоционального подъёма детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья ребенка в стенах дошкольного учреждения всегда являлось и является приоритетным направлением.
Назрела проблема в поиске эффективных оздоровительных технологий для формирования у ребенка развитой крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости, владения основными движениями, умения контролировать свои движения и управлять ими.
Аэробика давно известна в России и привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью, возможностью изменить содержание занятия в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся.
Добавьте, пожалуйста, к слову АЭРОБИКА слово «Step», которое в переводе с английского буквально означает «шаг», что у Вас получилось?. пауза (предлагают свои варианты). Действительно, Степ аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике, который, к сожалению, россияне узнали совсем недавно. А в наших дошкольных учреждениях это вообще редкий вид физической деятельности.
Степ-аэробика - это спортивно-танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Для дошкольников я использую степ-платформу высотой – 10см, шириной – 20см, длиной – 40см.
Степ-аэробика интересна и разнообразна. В движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывает красивые, выразительные и точные движения. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, улучшает гибкость, пластику, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. «Изюминкой» этой технологии является то, что в отличии от многих подвижных фитнес-методик, направленных на развитие мышечного корсета, данная методика укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат, являющийся стержнем всего организма.
Решив применять Степ-аэробику в своей практике, я перед собой поставила цель. (слайд)
Цель: формирование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, развитие и совершенствование возможностей опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- развивать чувство ритма движений, координационные способности, ориентацию в пространстве и физические качества : выносливость, скорость, точность, гибкость;
- способствовать проявлению у детей инициативы, творческих способностей, воображения, умения контролировать свои движения и управлять ими;
- формировать умения и навыки использования современных оздоровительных средств сохранения и укрепления собственного здоровья.
Применение
«Иланский детский сад № 50» в соответствии с установленным государственным статусом реализует Основную образовательную Программу. В соответствии с п. 2.9. ФГОС ДО Программа состоит из о инвариативной и вариативной части. В нашем ДОУ я применяю Степ-аэробику в работе с детьми по реализации вариативной части основной образовательной программы, а именно программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. (танцевально-игровая гимнастика)
Для внедрения инновационной технологии «Степ-аэробика» в учебно-
воспитательный процесс детского сада я организую свою работу в несколько этапов : (слайд)
1. Подготовительный.
- изучение, анализ методической литературы;
- прохождение курсовой подготовки по теме : (слайд)
«Методика использования фитнес-программ (базовая аэробика, стретчинг, степ-аэробика, пилатес, йога, силовой тренинг) на уроках физкультуры» в ИПК г. Красноярска;
- создание РППС (развивающей предметно-пространственной среды) для занятий Степ-аэробикой
: изготовление степ – платформ (с помощью родителей,
оформление наглядного материала, подбор музыкального сопровождения, технического оборудования.
2. Основной.
Применение технологии Степ-аэробика:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;
- как часть занятия основной образовательной программы (продолжительностью от 10 до 15 минут);
- в форме утренней гимнастики;
- в форме показательных выступлений детей на праздниках, родительских собраниях, конкурсах;
- в форме степ-развлечения;
- в ходе режимных моментов (самостоятельная деятельность, на прогулке).
3. Заключительный.
Анализ результатов ( 2 раза в год: промежуточный - декабрь, итоговый - май).
Ожидаемые результаты наметила в соответствии с целевыми ориентирами: (пауза пока читают) (слайд)
- укрепление здоровья детей;
- формирование устойчивого равновесия, улучшение координации движения;
- повышение физических качеств;
- формирование устойчивого интереса к занятиям степ-аэробикой.
Слайд-диаграммы Промежуточная диагностика показала, что Степ-аэробика - эффективная технология работы с дошкольниками на степ – доске для развития чувства ритма, координационных способностей, физических качеств.
Мы, видим что при применении Степ-аэробики результаты улучшились.
Я проанализировала все моменты в моей инновационной работе по Стэп-аэробике, способствующей положительной динамике в развитии физических способностей детей, на которые она направлена. И выделила как наиболее значимые:
- Подборка музыкального сопровождения.
Музыка обязательно звучит у нас на каждом занятии степ-аэробикой.
Основное требование - это ритмичность и эмоциональность. Лучше использовать знакомую для детей мелодию, как инструментальную, так и вокальную: песни, музыку из кинофильмов, мультфильмов, потому что даже на подсознательном уровне ребенок невольно следует музыкальному ритму. Я подобрала знакомые детям подвижные игры и включила в них использование степ-доски. Это дало положительный результат, дети проявляют большой интерес.
- Провела семинар - практикум для педагогов ДОУ с целью ознакомила их с основными формами занятий степ-аэробикой, предложила использовать эту технологию для организации самостоятельной деятельности детей в группах, проведениях физминуток.
- В своей работе я использую как групповые так и индивидуальные формы работы работы с родителями (консультации, беседы, родительские собрания, тематические досуги, праздники,совместные проекты). Я уверенна, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если она не решается совместно с семьей; за короткое время степ-аэробика стала одним из любимых занятий для детей.
Повысился интерес и родителей к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни.
- Сетевое взаимодействие осуществляется через общение с коллегами из г. Бородино Красноярского края, которые реализуют программу «Шаг к слову» для детей с нарушениями речи с использованием технологии Степ-аэробика. Я считаю, что сочетание музыки, движений и речи, которое используют на занятиях, является эффективным методом преодоления затруднений, связанных с речью дошкольника, так же актуально и для нашего садика.
- На занятиях, по физической культуре степ доска использовалась на каждом этапе:
1. во вводной части дети, выполняя строевые упражнения, огибают степ – доски (ходят и бегают «змейкой»);
2. в общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ – аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лежа, что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
3. в основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами;
4. в подвижных играх и эстафетах.
- Продумывая содержание занятий, я учитываю морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития. Придерживалась следующих принципах: слайд
• рациональный подбор упражнений;
• равномерное распределение нагрузки на организм;
• постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
-Упражнения степ – аэробики также использую в утренней гимнастике. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включала только хорошо знакомые им физические упражнения, так как использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения особенно у детей, не справляющихся с заданиями.
- В спортивные соревнования, включаю эстафеты с использованием элементов степ-аэробики, это такие как «Пройди по болоту», «Пробеги и не задень» и т. д., и конечно же, подвижные игры. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики.
Выводы:
Таким образом, использование степ-аэробики в работе с дошкольниками, влияет на развитие и совершенствование координационных способностей, таких как динамическое равновесие, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмическую способность.
Я считаю, что повысился уровень педагогической компетенции педагогов, т. к. они начали овладевать новой для них технологией.
На занятиях степ-аэробикой, использую разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснения, наглядность, повторение, закрепление, поощрение, которое вызывает у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения, поддерживаю инициативу и творчество.
Я приобщаю к работе по технологии Степ-аэробика всех участников образовательного процесса:
- детей - на занятиях;
- педагогов - через консультации и участие в утренней гимнастике;
- родителей (законных представителей) - через выступление на родительских собраниях, папки-передвижки, памятки.
Эта технология привлекательна своей новизной, реалистичностью ресурсного обеспечения, тиражируемостью.
Планирую в дальнейшей работать по данной технологии со всеми возрастными группами.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду – одна из ключевых в системе дошкольного образования. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие! И Степ-аэробика мне в этом помогает.
Спасибо за внимание!