Антонина Жукова
Консультация «Первые шаги к грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Первые шаги к грамоте"
Можно ли учить ребёнка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определё нно: да, можно. Но прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребёнка.
Публикация «Консультация „Первые шаги к грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Эта подготовка включает знакомство ребёнка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определённые звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твёрдые и мягкие; находить сходства и различия в звучании разных слов.
Детям 4-5 лет свойственно играть звуками, словами – «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать следует с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть (а а а а, и и и и… и т. д.) или долго потянуть. Труднее научить выделять согласные звуки. Правда, некоторые из них тоже поддаются длительному произношению (ж, ш, р, з, с и др.). Нужно произнести слово слитно, протянув при этом согласный звук: «м-м-мак», «ж-ж-жук» и т. д. Другие согласные звуки (к, д, п, т, б и др.) долго тянуть нельзя. Чтобы ребёнок начал выделять такие звуки в словах, учите его произносить их громко и отчё тливо: «Дом», «Крот» и т. д. Такое выделение звуков на фоне слитного произнесения слова называется интонационным.
Дети учатся интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове, когда вы вместе с ними разучиваете потешку, скороговорку, стихотворение; играете, действуя с игрушками, предметными картинками.
Самое главное правило: учите выделять звуки в словах так, как они слышатся на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове «р р рак» – первый звук звучит твёрдо (р, а слове «рь рь репка» звучит мягко (рь) и т. п. Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв (не «рэ», не «эр», а «р» или «рь» и т. п.). При выделении какого- нибудь звука в слове не разрываем его, а произносим целиком. Звук не отрывается от всего слова, только подчёркивается голосом интонационно. Например: «ш- ш -шум», «мыш -ш -шь», «мыш -ш -ш -шеловка», «мыш- ш -ш -шонок», «ш -ш -шурш ш -ш -шит» и др.
Работа с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и другие) позволяет выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по из звучанию: (р – рь, л – ль, с – сь, к – кь, з – зь и т. д.) Например, песенка большого мотора – р, а маленького – рь, большого насоса – с, а маленького – сь, большого звонка –з, а маленького – зь и т. д. При этом, чтобы различать звуки, можно предложить такие понятия, как «старший братец» (р, л, м, н, г, к и др.) и «младший братец» (рь, ль, мь, нь, гь, кь и др.)
Предложите ребёнку игровую ситуацию. Например, пойти в магазин и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь», или «с» и «сь». Или предложить такую игру: пойти в лес и назвать животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль»; поехать в «Детский мир» за игрушками и т. д.
Вот вы вместе с ребёнком и сделали первый шаг к началам грамоты : переключили его внимание с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, стали её изучать.
Далее следует научить ребёнка выделять в простых словах все составляющие их звуки и определять их последовательность.
- Я скажу тебе слово, а ты угадаешь, какие звуки в нём есть. Слушай! Кот. К-оо-о-т. Какой первый звук? Слушай ещё раз. Кот. Верно, «к». А второй звук? К-ооо-т. Правильно, «о». А третий? Кот. Угадал «т». А теперь сам скажи слово «кот» так, чтобы я слышал, какой первый звук. Скажи ещё раз, по другому, чтобы было слышно, какой второй звук. Молодец. А так, чтобы было слышно, какой третий, последний звук, ты сказать сумеешь?
Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самостоятельно. (На карточке начерчено несколько клеточек – по количеству звуков в слове -, а под ними помещён рисунок предмета, который обозначается этим словом).
- гласные звуки
- мягкие согласные звуки
- твёрдые согласные звуки
- просто звуки (используются в самом начале)
сначала - - кот, потом - - кот
Ребёнку даётся несколько одноцветных (затем цветных) фишек. Это могут быть, например, картонные кружочки, квадратики или элементы мозаики.
Как же будут выглядеть наши слова? Поиграем дальше с фишками. Например, слово «луна» будет выглядеть так: синяя, красная, синяя, красная фишки; «лиса» - зелёная, красная, синяя, красная; слово «аист» - красная, красная, синяя, синяя; «утки» - красная, синяя, зелёная, красная и т. д.
Так постепенно ребёнок приобретает ориентировку в звуковой стороне речи.
Игра «Назови слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различать звуки. Вы предлагаете ребёнку назвать слова, в которых есть, например звук «р», и даё те примеры: р-рак, кор-рка, шар-р, р-ракета, пар-р и т. д. Ребёнок называет свои слова, например: кор-рова, р-рама, мотор-р и др.
Возможны ошибки. Например, ребёнок подбирает слова со звуком «ш» и говорит: нож. Взрослый может сказать, что он ошибся, так как в конце слова нож буква «ж». В таком случае прав ребё нок: в русском языке написание слов расходится с произношением, и слово «нож» произносится со звуком «ш» в конце.
(дуБ, глаЗ, ряД, лоБ и т. д. Окно, нОра, гОра и т. д.)
Хотим обратить внимание взрослых, занимающихся с ребёнком, на следующий момент. С самого начала обучения ребёнок имеет дело со звуками речи. Возможно, при этом он уже знает несколько букв. Дети часто путают названия букв (дэ, ша, вэ и т. д., со звуками. Эта путаница будет мешать им при обучении в школе. Надо усвоить, в каком случае речь идёт о звуках, а в каком – о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и нашими речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем.
Если же ваш ребёнок заинтересуется чтением, учите его следующим образом. Надо знать, что главная трудность при обучении чтению состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Если сочетание «ма» (твёрдый согласный и гласный) ребёнок может просто последовательно произнести два звука подряд, без паузы, и выйдет слог «ма», то с сочетанием «мя» таким образом ничего не получится (в лучшем случае выйдет «мья»). То же самое – со слогами «ме», «мю», «ми», «мё».
Дошкольнику важно запомнить, что гласные буквы «и, е, ё, ю, я» смягчают тот гласный, за которым они стоят. Читая слог, ребёнка надо научит смотреть (ориентироваться) на гласную букву, следующую за согласным: например, а – ма или я – мя, о – но или е – не и т. д. Вырабатывается способ, который исключает побуквенное чтение слов. Ребёнок сразу начинает читать слова по слогам. В результате переход к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее.
Чтобы научить этому способу, нужно начать знакомить ребёнка с гласными буквами в определённом порядке, парами: а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е.
Для обучения чтению хорошо и удобно использовать пособие «окошечки».
полоски с буквами
2 склеенных куска картона
окошки (прорези в 1-ом куске картона)
Если дошкольник сначала произносит гласную, потом читает слог – это не ошибка. Это хорошо. Не спешите поправлять его. Значит он сначала смотрит на гласную, а потом только читает слог. Позже он перестанет вслух произносить гласную букву, а будет автоматически и легко прочитывать слог.
Малыш читает по «окошечкам» слоги, тренируясь в чтении. Если он легко прочитывает слоги с твёрдыми и мягкими согласными. Можно предложить несложные тексты из «Азбуки» или первые книжки (с крупным шрифтом). Чаще всего ребёнок овладевает сначала слоговым чтением, потом уже слитным и беглым.
Слушайте ребёнка, когда он читает, внимательно, терпеливо и доброжелательно.
Не забудьте научить ребёнка пользоваться при чтении указкой, она помогает ему ориентироваться в читаемом тексте.
Заниматься чтением с ребёнком лучше ежедневно не менее 10 минут. Но не переусердствуйте, не допускайте чтобы ребёнок уставал. Следите, чтобы книга находилась на расстоянии 30 – 40 см от глаз, а ребёнок сидел удобно; чтобы освещённость помещения было достаточной.
Удачи Вам!