Юлия Попова
Проект «Первые шаги в геометрию»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь, тренирует внимание, память, учит логике. Математика не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, алгоритмические навыки и творческие способности.
Публикация «Проект „Первые шаги в геометрию“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Ребёнок в раннем возрасте познает мир посредством осязания, обоняния, зрения, слуха, действий. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры (объемные и плоскостные).
Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети накапливают ещё в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.
Формирование и развитие геометрических понятий у детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем математического развития. Геометрические фигуры обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе математического развития ребенка едва ли не с первых дней его жизни. Работа с геометрическими предметами важна и для психического развития дошкольников. Именно поэтому, формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка
Всё вышеописанное, указывает на то, что проблема формирования геометрических понятий у детей младшего дошкольного возраста в настоящее время достаточно актуальна и требует более глубокого и детального рассмотрения и применения на практике игровых технологий.
Цель проекта :
Создание условий для формирования и развития геометрических понятий у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых технологий.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и геометрических телах (шаре и куб) путём включения различных анализаторов (осязательных, зрительных и двигательных).
2. Совершенствовать умение детей называть и выделять геометрические тела (шар, куб) и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
3. Развитие мелкой моторики, творческих способностей, мышления, внимания.
4. Воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости, доброжелательного отношения к окружающим.
5. Способствовать проявлению интереса родителей к изготовлению материала для дидактических игр.
Тип проекта : познавательный, долгосрочный (февраль - май).
Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Продукт проекта : картотека игр по формированию геометрических понятий
Этапы проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Обзор методической литературы по теме формирование геометрических понятий у детей младшего дошкольного возраста.
2. Подбортеоритического материала, необходимого для реализации проекта.
3. Подбор дидактических игр по формированию геометрических понятий.
II. Основной этап.
Работа с детьми.
1. Проведение дидактических игр по формированию геометрических понятий.
2. Выполнение заданий по теме проекта на печатной основе.
3. Лепка кубов, шаров, круга и квадрата.
4. Рисование с помощью трафаретов геометрических фигур.
5. Аппликация из геометрических фигур по образцу.
6. Конструирование из строительного материала.
План проведения игр по формированию геометрических понятий.
Сроки Игры
февраль I,III неделя Д/и «Найди предмет такой же формы», «Разложи в коробки», «Назови геометрическую фигуру», п/и «Гаражи».
II, IVнеделя Д/и «Сравни и запомни», «Почини одеяло», «Геометрическое лото», п/и «Найди своё место».
март I,III неделя Д/и «Найди пару», «Найди свой дом», «Найди и назови», п/и «Гаражи».
II, IVнеделя Д/и «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку», «Составь геометрические фигуры», «Что изменилось», п/и «Найди своё место».
апрель I,III неделя Д/и «Какой фигуры не стало», «Из каких фигур составлено?», «Нарисуй такую же», п/и «Гаражи».
II, IVнеделя Д/и «Геометрическая доска», «Чудесный мешочек», «Укрась салфетку», п/и «Фигуры по местам».
май I,III неделя Д/и «Три квадрата», «Собери бусы», «Что изменилось?», п/и «Постройся по порядку».
II, IVнеделя Д/и «Чудесный мешочек», «Красивый узор», «Какие бывают фигуры», п/и «Найди своё место»
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью занимательных игр», «Роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка».
2. Буклет «Поиграйте дома в игры».
3. Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр.
III.Заключительный этап.
1. Математический праздник «В поисках геометрических фигур».
2. Картотека дидактических игр по формированию геометрических понятий.
3. Создание презентации по итогам проекта.