Наталья Васина
Опыт работы педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы педагога-психолога Васиной Н. В. по профилактике "Эмоционального выгорания. "
Уважаемые коллеги! Хочется поделиться своим психологическим опытом работы в ДОУ. Важность проведения тренингов по профилактике "эмоционального выгорания на работе" для педагогов ДОУ является особо актуальным, поскольку, воспитатели "выкладываются" на работе, не просто формально выполняют круг своих обязанностей, а эмоционально, душевно, интеллектуально и физически отдают свои силы детям. Иногда, времени не хватает: работа с детьми, взаимодействие с родителями, составление планов, подготовка к разным мероприятиям в садике, работа в две смены, и т. д. все это в итоге, оставляет свой отпечаток на работоспособности. Тренинги, которые мы проводим в детском саду, позволяют восполнить силы педагогов, повысить эмоционально-положительный настрой на работу, а также снять эмоциональное и мышечное напряжение. Время проведения, в среднем, составляет 1 час.
Публикация «Опыт работы педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Обычно, структура тренинга состоит из 3 частей. Это:
1 часть: Вводная. Игры и упражнения, позволяющие настроиться на тренинг.
2 часть: Основная. Это информационная часть, которая раскрывает содержание тренинга. Она подразумевает такие формы как:
• научно-методическая информация о той или иной психологической проблеме
• притчи
• игры и упражнения, тренирующие разные психологические состояния
• психологические тесты
3 часть: Заключительная. Сюда входит:
• релаксация
• рефлексия.
Вот, некоторые темы тренингов, которые были интересны педагогам и успешно реализованы в стенах нашего ДОУ. "А, если, начать позитивно мыслить?", "Сбрось усталость!", "Вы все сможете!", "Мы учимся понимать друг друга", "Педагогический коллектив - это команда!", «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО», «Счастье – это когда тебя понимают», "Эмоциональное выгорание среди сотрудников ДОУ", "Что такое стресс, и как с ним бороться ", «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов».
В ноябре, нами был проведен тренинг: "Что такое счастье?".
Ход тренинга:
Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.
Настрой на тренинг.
Древняя притча "Счастье".
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины? (Вывод)
Игра "Нити счастья" Цель: рефлексия своего внутреннего психологического состояния.
Посмотрите, у меня в руках желтый клубок. сейчас, мы будем передавать ниточку из клубка друг другу. Ниточка, символизирует, теплый солнечный лучик. И эти лучики, согреют всех нас. А еще теплее согреют те слова, которые вы скажете, оборачивая ниточку вокруг своего пальца. Подумайте и с кажите, что для вас счастье? Ведь оно может быть даже в малом. (участники тренинга передавали друг другу нитку, и как выяснилось, в процессе, счастье для многих имеет схожее значение.)
Игра "Имена" Цель: самоуважение, осознание своих ресурсов.
Посмотрите, как мы все связаны нитями счастья, очень важно их не порвать. Мы все влияем друг на друга и, каждый из нас, оставляет важный след в жизни другого. У нас есть имена. Имя - это что-то привычное и родное для нас. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Сейчас, мы будем распутывать нашу ниточку и передавать ее в обратном направлении. Передавая нить соседу слева, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Наталья - надежная, Людмила - любимая).
У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.
Упражнение "Посещение зоопарка" (музыкальное сопровождение из м-ма "Король лев"). Цель: снятие мышечных зажимов, почувствовать единение с коллегами.
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи
Вопросы:
Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?
Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?
Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?
Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения?
Значит это ваше счастье. А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы раскрасим и подарим себе мандалу. Что это такое сейчас узнаем? (музыка для раскрашивания мандалы - интернет ресурс, палочки-благовония)
Раскрашивание "Мандалы" Цель: почувствовать и осознать свое внутреннее эмоциональное состояние.
Материал: у каждого должны быть цветные карандаши. Мандалы - это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. Каждая мандала несет свое предназначение, каждый цвет, вплетенный в мандалу, имеет силу. (Педагоги, рисуя мандалы, отдыхают душой и телом, выражают в цвете сой внутренний мир). После того, как участники тренинга раскрасили мандалы, педагог-психолог дает расшифровку выбранного цвета. (интернет-ресурс). Ну, например, преобладание в мандале розового цвета (сердечная чакра) говорит об отзывчивости, тепле и ласке. Это универсальный цвет любви.
Вывод:
Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!
Литература:
Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.
Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 123с.