Елизавета Мустафина
Опыт работы педагога-психолога «Адаптация детей к условиям ДОУ через игротерапию»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы педагога психолога МБДОУ д/с № 7 «Журавушка» г. Охи
На тему «Адаптация детей к условиям ДОУ через игротерапи»
1 слайд
Приветствие.
Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме «Адаптация детей к условиям ДОУ через игротерапию»
2 слайд
Публикация «Опыт работы педагога-психолога „Адаптация детей к условиям ДОУ через игротерапию“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие И поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребенка к детскому саду.
3 слайд
В работе в адаптационный период была поставлена цель, реализация которой проходила через следующие задачи.
4 слайд
Если правильно подобраны задачи, то в результате у ребенка формируется такие качества как:
• доброжелательность, общительность, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества в процессе пребывания в группе с другими детьми;
• соответствующие возрасту формы общения со взрослыми и сверстниками;
• совместная игровая деятельность.
4 слайд
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.
5 слайд
Выделяют 3 степени адаптации: Благодаря диагностическим картам наблюдения, которые совместно заполняют психолог и воспитатель можно уже после двух месяцев адаптационного периода безошибочно определить степень адаптации ребенка.
6 слайд
С детьми я работаю в трех направлениях. Диагностика. Развитие. Коррекция.
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В коррекционно-развивающей работе я использую нетрадиционный метод игровой терапии, данное направление осуществляется через игру, что позволяет раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Ведь игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а это значит, что это самый эффективный и результативный способ благоприятного прохождения периода адаптации.
7 слайд
Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние.
Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм. Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:
• уважительное отношение к желаниям малыша;
• недопущение насильного принуждения к игре;
• дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
• создание радостной игровой атмосферы;
• наблюдение за самочувствием ребенка.
Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра.
В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ИГР:
8 слайд
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия детей друг с другом, а также развивают внимание, речь и воображение.
9 слайд
Игрушка забава позволяет: отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми поддерживать бодрое настроение.
10 слайд
Игры с пирамидками. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.
11 слайд
Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику.
12 слайд
Игры с обычной бумагой также могут открыть малышам много новых возможностей. Например, можно сделать из листов тонкой бумаги комочки и бросать их, как снежки. Можно заворачивать в бумагу разные игрушки и разворачивать их обратно. Старую ненужную бумагу можно рвать на мелкие кусочки и насыпать их в мисочки и кастрюльки
13 слайд
В детском возрасте полезны игры с песком. Действия, выполняемые, ребёнком с песком успокаивает его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, развитию фантазии, развитие коммуникативных навыков, т. е. умения нормально общаться.
14 слайд
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные органы чувств и предоставляет практически неограниченные возможности для детского экспериментирования. Игры с водой — один из самых приятных способов обучения. Игры с водой способствуют эмоциональному расслаблению, релаксации.
15 слайд
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Превращения воды.
16 слайд
На мой взгляд работа с родителями и воспитателями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. В качестве форм работы с родителями мы использовали:
17 слайд
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-выставки;
-папки-передвижки;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;
-сайт ДОУ;
- психологические встречи
-семинары-практикумы;
-подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
-выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Более подробно хочу остановится на такой форме работы, как психологические встречи. Это — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи лучше проводить один раз в неделю. По времени - первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем. Участие в психологических встречах позволило родителям:
• отреагировать актуальные эмоции, чувства;
• снять напряжение;
• поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыте других родителей.
18 слайд
В работе с воспитателями использую:
-лекции
-беседы
-консультации
-семинары-практикумы на темы:
«Особенности общения воспитателей с детьми».
«Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы»
тренинги на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду».
Провожу консультации для воспитателей по результатам диагностических обследований. Даю рекомендации после проведенной диагностики, подготавливаю памятки. Совместно с педагогами разрабатываем индивидуально-образовательные маршруты на детей испытывающих проблемы в адаптации.
Для оптимизации процесса адаптации, совместно с воспитателями используем следующее формы работы:
• беседы с родителями, анкетирование, собрания, консультации
В процессе адаптации ребенка к ДОУ я рекомендую воспитателям в работе с детьми:
• использовать элементы телесной терапии
• рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
• использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
• создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
19 слайд
Используя игротерапию в работе мы добились следующих результатов:
- обеспечили детям эмоциональную разрядку,
- снятие нервного напряжения,
- уменьшили страх темноты, наказания, замкнутого пространства,
- улучшили гибкость в поведении,
- освоили групповые правила поведения,
- наладили контакт между родителями и детьми.
Вашему вниманию представлена диаграмма
Из 44 детей мы имеем следующие результаты:
-ЛЕГКАЯ степень адаптации у 29 человек это 66 %
-СРЕДНЯЯ степень адаптации у 14 человек это 32 %
-ТЯЖЕЛАЯ степень адаптации наблюдалась у одного ребенка это 2 %
Основной причиной осложнения процесса адаптации явилось недооценивание родителями важности режима адаптации. Родители не только не осуществляли подготовку ребенка, но и не участвовали в процессе адаптации, водя в детский сад не каждый день, а время от времени. Подобный подход чреват превращением адаптации, которая могла быть легкой или средней в тяжелую. На этапе адаптации именно регулярность посещения детского сада и непосредственное участие родителей в этом процессе, как и в процессе подготовки к адаптации, является обязательным.