Получи документы

Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте

пудовкина наталья
Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте необходимо для совершенствования речи и мышления, и облегчения процесса обмена информацией. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающим. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события и эксперименты.

Публикация «Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, экспериментирование внедряется в практику работы дошкольных учреждений медленно и нет достаточно исследований по использованию игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта.

Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние игр – экспериментов на развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте.

Экспериментальное исследование уровня сформированности умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте проводились на базе МДОУ д/с,Сказка, с. Хрящёвка. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Экспериментальная и контрольная группы дошкольников отбирались на основе свободного выбора и характеризовались примерно одинаковым уровнем развития.

С учетом программных требований для детей старшего дошкольного возраста [5] и методики для выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной для оценки уровня развития связной речи детям старшего дошкольного возраста предлагались следующие диагностические задания:

1. Описать лягушку (по картинке).

2. Разложить серию из 4 картинок, объединенных сюжетом в последовательности и составить рассказ.

3. Составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

На основании критериев и оценки результатов выделены 3 уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, представленных в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Показатели Уровни Критерии

Развитие связной речи достаточный Содержание полностью раскрывает тему задания. Рассказ содержит несколько микротем, которые раскрыты и логично связаны с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объё м высказывания: в рассказе можно выделить 10 - 12 предложений. Используются разнообразные видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи, в рассказе есть как простые и распространенные предложения, так и сложные предложения (сложноподчиненные). Допускаются не больше двух пауз и повторов. Рассказ составлен самостоятельно.

близкий к достаточному Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротемы или содержит 1 - 2 микротемы, не связанные с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объё м высказывания: в рассказе можно выделить 6 - 9 предложений. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения, имеется одно сложноподчиненное предложение. Допускает до трех пауз и повторов. Рассказ составлен самостоятельно с небольшой помощью педагога.

недостаточный Содержание частично раскрывает или не раскрывает тему задания. Рассказ не содержит микротем. В структуре текста можно выделить наличие начала, середины и конца, но отмечаются нарушения последовательности частей рассказа. Отсутствие какой-либо части рассказа. Объё м высказывания: в рассказе можно выделить 4 - 5 предложений. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Допускает от четырех пауз и повторов. Рассказ составлен с помощью педагога. .

Анализируя данные констатирующего этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

-анализ самостоятельно составленных рассказов, детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы, показал, что у дошкольников недостаточно знаний о структуре рассказа (начало, середина, конец) и представлений о связи между предложениями;

-дети старшего дошкольного возраста затруднялись выделить в тексте начальные и завершающие предложения;

-при придумывании самостоятельных рассказов не могли раскрыть тему и основную мысль, а также озаглавить рассказ;

Уровень развития связной речи по результатам констатирующего этапа в экспериментальной группе оказался больше, чем в контрольной группе. Достаточный уровень в экспериментальной группе показали 50% детей, а в контрольной группе только 20% детей. А вот недостаточный уровень в экспериментальной группе составил 20%, а в контрольной группе 0 %.

На основании проведенного анализа результатов, полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента были выдвинуты задача формирующего этапа исследования:

-подобрать и апробировать серию игр-экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста;

-спроектировать и апробировать рассказы с детьми из опыта в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности.

Решение поставленных задач проходило в два этапа, во-первых, в группе была организована «Детская лаборатория», оснащенная специальными материалами и оборудованием для изучения объектов и явлений неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни, которая в полной мере помогала воспитателю создавать условия для проведения увлекательных игр-экспериментов. Во-вторых, разработаны планы — конспекты по рассказыванию из опыта детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходила 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы производится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче использовались различные стимулы : новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив и т. д.

В непосредственной образовательной деятельности проводились 2-3 игры-эксперимента в зависимости от сложности, обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта, результата и т. д. Важнейшим условием при проведении игр-экспериментов был учет общих задач познавательного развития и подбор содержания в такой форме, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация игр-экспериментов проходила в форме партнерства взрослого и ребенка. В дальнейшем проведенные игры-эксперименты становились базой для составления рассказов из опыта и стимулировали умения составлять монолог с учетом требований к связным рассказам.

Работа на этом этапе проводилась планомерно,познавательные игры-эксперименты сочетались также с дидактическими и подвижными играми, чтением художественной литературы и беседами, изготовлением поделок и аппликациями. На каждой неделе была определена одна тема:

-в первую неделю была проведена игра-эксперимент на тему: «Вода-вода, кругом вода» по ознакомлению с неживой природой, дидактическая игра "Придумай предложение" и рассказывание из опыта на тему : как мы экспериментировали с водой;

-на второй неделе формирующего эксперимента организовывались опыты на тему «Магнит», дидактические игры:“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “Магнитная касса цифр и букв”, “Подбери предмет”, и рассказывание из опыта на тему : как мы играли с магнитом;

-третья неделя посвящалась теме: «Свет». Неделя была начата с чтения художественной литературы, беседы о солнце, проведении подвижной игры «Догони солнечного зайчика» и организации рассказывания из опыта на тему : как мы играли со светом;

третья неделя посвящалась теме: «Свет». Неделя была начата с чтения художественной литературы, беседы о солнце, проведении подвижной игры «Догони солнечного зайчика» и организации рассказывания из опыта на тему : как мы играли со светом;

-на четвертой неделе, посвященной теме «Бумага» с детьми проводилась беседа, чтение художественной литературы и игры с бумагой. Проектирование работы представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Проектирование работы по рассказыванию из опыта

Дни недели Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

понедельник Дидактическая игра "Придумай предложение". Ознакомление с неживой природой, вода. Использование в свободной деятельности дидактических игр:“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “магнитная касса цифр и букв”, “Подбери предмет”, Подвижная игра «Догони солнечного зайчика» Изготовление поделок из бумаги, игра «Бумажные самолетики».

вторник Аппликация «Рыбки в аквариуме» Чтение сказок П. П. Бажова “Малахитовая шкатулка” Подбор загадок, стихов о солнце, о свете,фонаре. Чтение художественной литер. Е. Пермяк «Бумажный змей»

среда Беседа «Что должны люди делать, чтобы водоемы не загрязнялись» Беседа «Какие предметы магнитят?» Беседа «Почему светит солнце?» Беседа «Что такое бумага?»

четверг Игры-эксперименты с водой Игры-эксперименты с магнитом Игры-эксперименты со светом Игры-эксперименты с бумагой

пятница Рассказывание из опыта,Какую игру - эксперимент мы проводили с водой» Рассказывание из опыта,Какую игру - эксперимент мы проводили с магнитом» Рассказывание из опыта,Как мы играли со светом» Рассказывание из опыта «Как мы играли с бумагой»

При организации рассказов детям предлагался сначала план, в котором четко прослеживалась структура рассказа из опыта, а затем только тема.

По окончании формирующего эксперимента была организована и проведена диагностика уровня развития связной речи. Анализ контрольного этапа экспериментального исследования показал, что: дети старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе усвоили структуру составления рассказов из опыта, у них расширились представления о связи между предложениями, в рассказах они подчеркивали особенности и свойства разных явлений природы, при придумывании самостоятельных рассказов раскрывали тему и основную мысль и большинство детей могли озаглавить рассказ.

Уровень развития связной речи по результатам контрольного этапа в экспериментальной группе повысился на 10%, по сравнению с контрольной группой. Достаточный уровень в экспериментальной группе показали 60% детей, недостаточный уровень составил 0%, а в контрольной группе результаты не изменились.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

План работы по самообразованию «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» на 2014–2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» детский сад № 44 Выборгского района, г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 09:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем пудовкина наталья (УИ 10315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД