Горина Татьяна
Опыт работы. Обучение детей 5-го года жизни декоративно-прикладному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей 5-го года жизни декоративному рисованию
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания усвоения должен начинаться как можно раньше образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамкнутый источник прекрасного, ставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, предстают перед детьми живо и непосредственно в произведении народных мастеров.
Публикация «Опыт работы, Обучение детей 5-го года жизни декоративно-прикладному рисованию» размещена в разделах
Одни из важных принципов обучения детей изобразительной деятельности и развития детского творчества является принцип взаимосвязи всех е видов: рисования, лепки,аппликации. Необходимость такой связи определяется тем, что во всех видах названой деятельности дети создают образы действительности. Так они могут изображать предметы круглой и овальной формы в рисунках, лепке, и аппликации,например, рисовать яблоки, лимоны,лежащие на тарелке, лепить свеклу и огурец,вырезать и наклеивать воздушные -круглые и овальные. При этом в каждом изображении используются свои средства выразительности. Дети узнают, что в каждом случае, будь то рисование или лепка или аппликация, передаётся форма предмета,его части, но передаются все эти свойства по разному. Это способствует интеллектуальному развитию детей, подводит их к пониманию общего для всех видов и специфики каждого вида изобразительной деятельности, следовательно- к пониманию искусства.
Целенаправленную работу с детьми по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством мы начали во второй младшей группе. Изучив раздел «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н. Е. Вераксы по художественно эстетическому воспитанию,который предусматривает ознакомление детей с изделиями народных мастеров, с яркими красками их узоров. Мы поняли, что занятия декоративным рисованием имеют большое эстетическое развитие личности ребёнка, так как дети знакомясь с орнаментами, созданными народными умельцами, учатся понимать и чувствовать красоту и гармонию форм и красок, вследствие чего сами начинают рисовать красивые узоры.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы,подобрали материал по декоративно-прикладному искусству имеющим региональную специфику: русские матрёшки, Дымковские и филимоновские игрушки. Сделали подборку книг и иллюстраций по данной тематике. Знакомство детей с народными игрушками начали с наиболее близких детям предметов, которые окружают их в повседневной жизни : расписные мисочки, неваляшки, матрёшки.
Детям давали возможность действовать с ними: рассматривать, разбирать, складывать; побуждали любоваться их красотой: например красный платочек и яркий сарафан у матрёшки. Во время рассматривания игрушек использовали силу народного искусства, которая заключается в смелости линий, предельной простоте и умелом использование мастерами материалов,делающими народное искусство доступным детям.
В конце младшей группы мы заметили, что ознакомление детей с народной игрушкой обогатило их представление о прекрасном, вызвало интерес к украшению разных предметов: блюдечко, шарфик, платочек, рукавичка; силуэтов игрушек вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь) дымковскими узорами., точки, полоски.
Начатую в младшей группе работу с детьми продолжили в средней группе. Проведя диагностические задания для определения уровня знаний у детей, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству выявили, что на начало года критерии сформированности знаний детей соответствуют возрастным особенностям. Во второй младшей группе дети получили в соответствии с «Программой» необходимый уровень знаний и умений по декоративному рисованию и аппликации :
• Дети знали и называли материалы, которыми можно рисовать : цвета,определённые программой, названия игрушек (матрёшка, дымковская игрушка).
• Изображали отдельные предметы по композиции, подбирают цвета, соответствующие предметам, правильно пользуются кистью и красками.
• В аппликации создают изображения предметов из готовых фигур, украшают заготовки из бумаги разной формы, аккуратно используют материалы.
В начале года,поставили перед собой задачи,которые предусматривают ознакомление детей с видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками, материалом, из которого изготавливают изделия,особенностями росписи, историей промысла.
• Обогащать представления детей об искусстве,как основы развития творчества детей
• Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковской, филимоновской росписи (мазки, точки,прямые линии, кольца, дуги). Составлять узоры на розетте, на круге, на полосе, на квадрате (платок, коврик, тарелочка).Ритмично располагать элементы узора,соблюдая симметрию.
• Подбирать цвет в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. Учить красиво сочетать цвет и оттенки.
• Во время занятий аппликацией с детьми научились составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур, на полосе, квадрате, круге, прямоугольнике, розетте, последовательно их наклеивать.
Для расширения своих знаний в области искусства прочли специальную искусствоведческую литературу.
Знакомство детей с искусством народа- один из способов воспитания патриотических чувств. Н. П. Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту,живое и динамическое по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Составили перспективное планирование работы с детьми на занятиях по декоративно-прикладному искусству на год. В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией. В течении года на декоративное рисование выделяют 8-10 занятий (остальные 30 занятий отводятся на освоение предметного и сюжетного рисования,а так же на создание рисунков по замыслу детей); из 20 занятий по аппликации,на декоративную аппликацию выделяют 5-6 занятий.
Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движений при повторении однородных элементов узора. Закреплять эти навыки продолжим в старшей и подготовительной группах, как в процессах закрашивания, так и при повторении элементов изображения.
При создании декоративных композиций в рисовании и аппликации ставим общие задачи: учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, распределять элементы узора. Общность задач объединяет эти занятия, но задачи решаем в них на разных материалах.
Прежде всего дети должны получить представление о том, как можно украсить вещь узором и для чего это нужно. Показываем и объясняем это на одежде ребят: передниках, свитерах, шапочках,шарфиках. т. п. Проводим такую беседу со всеми детьми, выделив для этого 10-15 минут, во второй половине дня. Каждую вещь рассматриваем отдельно, обратив внимание на композицию и элементы узора. После этого, дети на занятии по декоративному рисованию относятся к этому заданию осознанно.
Для первого занятия декоративным рисованием мы приготовили спортивные шапочки, вырезанные из плотной бумаги разных цветов. Дети заполняли узорами заранее приготовленные нами бумажные полоски, которыми затем каждый украшал свою шапочку. Мы приготовили несколько образцов оформления полоски, которыми затем каждый украшал свою шапочку. Мы подготовили несколько образцов оформления полоски, чтобы дети видели возможные варианты узора, состоящего из сочетаний линий, расположенных вертикально и горизонтально; мазков, разноцветных точек. Образцы после рассматривания мы убрали, чтобы дети самостоятельно придумывали композицию простых элементов узора на полосе. Мы рекомендовали детям подобрать цвета, контрастные по цвету шапочки: если шапочка светлая, то узор должен выполняться тёмными красками и наоборот, если шапочка красная или жёлтая, то узор лучше сделать синим, зелёным или коричневым. Это способствует развитию чувства цвета.
Для закрепления умения оформлять узором полоску мы провели ещё два подобных занятия. Как и на первом занятии, мы соединили рисование узора на полоске с украшением свитеров, вырезанных из плотной бумаги разных цветов. Дети украшали полосками с узорами рукава, и нижнюю часть свитера. К этому занятию мы не готовили образцы; в начале занятии вызвали трех детей к доске и предложили им показать элементы, которые они собираются использовать для узора. Мы напомнили детям, что на всех полосках должен быть одинаковый узор
Во второй младшей группе мы познакомили детей с дымковской игрушкой. Им понравились яркие красочные узоры на бежевом фоне. Дети воспроизводили простые элементы и узоры дымковской роспись (полоски, клетка, пятнышка и др.) В средней группе будем расширять возможности выполнения более сложных элементов (волнистые линии, украшение прямых линий и колец точками, пятнышки – примакивания внутри клеточек получившихся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий).
Перед занятиями по декоративному рисованию в утренние часы внесли в группу дымковские игрушки: козлика, барышню. Вместе с детьми рассмотрели их. Дети любовались хрупкими выразительными фигурками. При рассматривание игрушек обращали внимание на узор и цвета красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый, которые украшают предмет, делая его более привлекательным. На то как они подходят к игрушке, соответствует ей. Эстетическое количество цветов служит развитию у детей эстетического восприятия. На занятиях, которые проводились в игровой форме, создавая тем самым особый эмоциональный настрой доступно для данного возраста рассказывали об истории дымковской игрушки, определили ее характерные особенности: белый фон. яркие разноцветные узоры, составные части узора, линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и другие. Во второй части занятия после рассказа и показа росписи представили детям возможность заняться деятельностью: украсить, дымковским узором дорожку для козлика. Дети с удовольствием выполняли занятие. Работы получились красочные и разнообразие. Однако не все дети справились с заданием. Сева, Лиза, Максим затруднись нарисовать элементы узора. С этими детьми была проведена индивидуальная работа : еще раз рассмотрели с ними узоры, показали, как нарисовать его элементы. На занятиях заметили, что Матвей и Алиса затрудняются составить композицию из элементов узора, мы предложили им дидактическую игру «Составь узор» в которой дети из геометрических фигур с помощью образцов выкладывали узоры. После проведенной работы эти дети не испытывают трудностей в самостоятельном оформлении силуэтов предметов быта и игрушек.
Важным средством выразительности в предметом, сюжетном и декоративном рисовании (и в аппликации) является цвет. К средней группе дети получили представление о том, что окружающие их предметы, объекты различаются по цвету. Они уже знают название четырех-шести цветов и различают эти цвета. Для того чтобы дети свободно использовали цвет в рисунках и аппликации мы систематически обращаем их внимание на цвета окружающих предметов, произведений искусств, правильно называя их. Конечно, не все малыши могут запомнить названия цветов; это и не нужно. Важно, чтобы они поняли: мир красочен, многоцветен. Это стимулирует стремление передать разнообразие цвета в создаваемых изображениях. Однако для некоторых детей этого не достаточно; в процессе занятия мы напоминаем им о том, что нужно менять краску и карандаш, чтобы рисунок получился красивым, иначе, как показали наши наблюдения, они могут рисовать всё одним карандашом, взятым вначале, не испытывая потребности поменять его на другой, сделать изображение красочным, передать цветовую гамму народного декоративного искусства.
Проводя занятия по аппликации, учим детей создавать декоративные композиции. В этом случае элементы узора дети получают в готовом виде и частично создают сами, например, сложив пополам прямоугольник и разрезав по сгибу, получают два квадрата, разрезав квадрат по диагонали – два треугольника, разрезав круг пополам – два полукруга. Эти элементы дети раскладывали на листе, если получаюсь некрасиво, меняли местами, двигали, брали детали другого цвета, словом искали наиболее интересное решение, соответствующие поставленной задачи. Овладение навыками создания узора на предмете новой формы начинаем с аппликации, тогда в навыками создания узора на предмете новой формы начинаем с аппликации, тогда в декоративном рисовании внимание детей в основном сосредоточено на передаче элементов узора.
Обучение декоративной аппликации начали с украшения квадрата. На первом занятия знакомили с принципами расположения узора на этой фуре, научили детей располагать элементы узора в углах и по сторонам квадрата. Рассмотрели с детьми декоративно оформленные салфетки. Задача украшения квадрата ставилась перед детьми впервые (полоску они украшали во второй младшей группе, поэтому подробно проанализированы форму, выделили и сосчитали углы, провели рукой по сторонам и сосчитали их. Затем предложили детям нарезать небольшие квадратики (3х3 см) из разноцветных полосок бумаги, подготовленных воспитателем, и выбрать для украшения уголков квадратики одного цвета. Предоставили детям свободу в расположении элементов узора по сторонам, напомнив только об одинаковом украшении сторон. Такая методика способствовала развитию творческой активности и самостоятельности детей. Декоративную аппликацию на квадрате повторили, взяв другие элементы для наклеивания. Красота аппликационной работы во многом зависит от чёткого размещения изображений и аккуратного наклеивания, поэтому напоминаем детям, что набирать клея на кисточку следует немного, чтобы он не размазывался по листу.
На занятиях декоративной аппликацией Денис, Рома, Никита и Миша испытывали затруднения при соблюдении симметричности узора. Этим детям в свободное время предложили дидактические игры «Мозаика», «Выложи по образцу». Рассматривали с ними узоры на платках, полотенцах Работы этих ребят стали более точными.
На занятиях по лепке детьми животных используем для показа скульптуру малых форм, в основном дымковскую поворачивая её в разные стороны. Дети рассматривают фигурки с разных точек зрения, что обогащает их представление о персонаже, помогает увидеть характерные особенности (опущенную голову у птички, строение тела козлика, на занятиях мы заметили, что Сева и Матвей не лепят у зверей уши, а мордочка, обычно бывает круглой.
Детям предложили взять скульптуру руки, обследовать сё форму, особое внимание обращали на мордочку, уши. Сейчас работы Матвея и Севы одни из лучших. Для эстетического развития детей в группе создана предметно-развивающая среда: книжный уголок. где размещены книги с русскими народными сказками в которых красочные иллюстрации; картинки и иллюстрации с явлениями природы, переданные изобразительными средствами. В уголке находятся народные игрушки: матрёшки, дымковские. А также силуэты игрушек, вырезанные в листе картона, которые дети накладывают на украшенные узором квадраты, полоски и перед их образом возникает необычный красочный образ игрушки похожий на народную.
В свободное от занятий время мы продолжаем знакомить детей с декоративно- прикладным искусством, закрепляем и уточняем знания и умения, полученные на занятиях. Во время самостоятельной деятельности дети любят изображать различные предметы и явления. Рисунки Сабины, Кирилла декоративны по цвету. Лиза, Сева с интересом раскрашивают; узорами Силуэты, формы разных предметов, игрушек, персонажей в книжках- раскрасках. Аля, Мятвей,- Миша дорисовывают отдельные элементы узоров, частей предметов. Провели беседы «Дымковская игрушка», Забавные игрушки», «Осенние краски». На прогулке мы с детьми наблюдали за астениями на клумбе, рассматривали цветы их форму, окраску. Особое внимание делали цвету, выделяли всевозможные оттенки Из растений растущих на участке мы вместе с детьми составляли букеты. Осенью наблюдали за красотой осенних листьев, сравнивали осенние и летние краски.
Проводили с детьми дидактические игры «Сложи по образцу». «Укрась коврик», Разрезные картинки», «Подбери узор» и другие, дети нашей группы с интересом слушают русские народные сказки, потешки, загадки, песенки, а также рассматривают картинки и иллюстрации с изображением предметов быта русского народа, одежды, изделий народного промысла.
В процессе работы с детьми по воспитанию у них эстетического вкуса при знакомстве с декоративно - прикладным искусством сотрудничаем с родителями. Провели консультации на тему «Эстетическое восприятие у детей дошкольного возраста» : «Развитие эстетических способностей у дошкольников, на занятиях по декоративно-прикладному искусству».
Провели родительское собрание на тему «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии изобразительных способностей». Родители охотно отзываются на наши просьбы предложения, рекомендации. И видя по детским работам, результат нашей совместной работы, многие дома создали маленькие уголки детского творчества, где дети и в домашних условиях могут пофантазировать, поупражнять свои умения и навыки, полученные на занятиях в детском саду. Периодически мы устраиваем выставки детских работ.
В результате проведённой работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.
Определив на сегодняшней день, слабые места у каждого ребёнка, мы наметили для себя дальнейшую работу по усвоению программы по декоративно-прикладному искусству и работу по развитию у детей эстетических чувств, эмоций, эстетического вкуса и восприятия посредством ознакомлением с народным декоративноприкладным искусством будем продолжать. Наша задача, чтобы дети достигли определенного уровня художественного развития; эмоционально воспринимали, запоминали и узнавали знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки: замечали изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию, с помощью этих средств создавали образы в рисунках, лепке, аппликации; отмечали выразительность формы, линии, силуэта, орнамента. Чтобы у них не иссекая интерес к искусству родного края, были привиты любовь и бережное отношение к произведениям, искусства.