Ирина Глушкова
Опыт работы «Знакомство старших дошкольников с народными промыслами Брянской области»
▼ Скачать +Заказ
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями нашей Брянщины. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Публикация «Опыт работы „Знакомство старших дошкольников с народными промыслами Брянской области“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Поэтому, я как педагог, посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам Брянской народной культуры, и в первую очередь к народным промыслам. Ведь содержание форм народного творчества отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Гипотеза работы : если знакомить дошкольников с народными промыслами Брянской области, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
Целью моей работы является : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре Брянщины через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи, которые я ставлю перед собой это:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Древнее искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Судя по предметам, дошедших до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. И в наши дни сохранились традиционные промыслы Брянской области благодаря умельцам из разных районов.
Предполагаемый результат:
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Этапы проведения и формы работы с детьми :
1-й этап Организационный
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
• Составление плана работы с детьми.
• Информирование родителей о задачах и содержании работы с детьми;
• Вовлечение родителей в совместную работу ;
2-й этап Основной этап познавательно - практический
Познавательная деятельность:
1. Беседа на тему «Народные промыслы Брянской области»
2. Презентация на тему «Славься Брянщина чудо - мастерами».
3. Экскурсия в мини-музей «Моя малая Родина»
4. Экскурсия в Музей «Дятьковский хрусталь» с рассказом об истории создания завода по изготовлению хрусталя и осмотром музейных экспонатов
5. Тематические беседы:
- «Унечские мастера и их глиняные игрушки»
- «Отзвуки гончаров во Мглинском районе»
- «Куклы- обереги Брянских умельцев»
- «Почепский валенок»
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Рисование красками «Унечская глиняная лошадка»;
3. Плетение коврика (из цветной бумаги)
4. Рисование «Укрась хрустальную вазу»;
5. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
6. Рисование «Узор на костюме Брянской области»
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры : «Гуси-Лебеди», «Ловишки», «Перетягивание каната», «Водяной», «Лиса и зайцы», «Два Мороза»;
2. Хороводные народные игры : «Выпал беленький снежок», «У Маланьи, у старушки», «Золотые ворота»
3. Сюжетно - ролевая игра «В гостях у хозяюшки»;
3-й этап Заключительный
1. Оформление мини музеев «Тряпичная кукла», «Волшебная ниточка», «Работы наших предков глазами детей».
2. Презентация альбома «Народные промыслы Брянской области» для родителей и педагогического коллектива детского сада.
3. Работа с родителями :
- Рекомендация в выходные дни посетить с детьми музей «Дятьковский хрусталь»
- Совместная поделка своими руками в мини-музей «Народные промыслы».
Результативность опыта работы :
В результате проведения комплексной работы по приобщению дошкольников к народным промыслам у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве Брянских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге по мотивам Брянского костюма, изготавливать тряпичные куклы. Таким образом, тема по приобщению детей к народным промыслам очень интересна и многогранна, помогла развить в детях эстетическое отношение к действительности, любовь и чувство гордости к родному краю, к своей стране в целом.