Татьяна морозова
Опыт работы «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим
Ашинского района Челябинской области
Формирование элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и
Публикация «Опыт работы „ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования“» размещена в разделах
пространственного моделирования
Выполнила:
воспитатель Морозова Т. Н.
Сим, 2017
2
Содержание
Введение 3
ГЛАВАI.Теоретические основыформирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста посредством
6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста
6
1.2. Моделирование : понятие, виды и особенности в формировании
математических представлений дошкольников
10
1.3. Плоскостное и пространственное моделирование как метод
формирования математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста
12
ГЛАВА II. Целенаправленная педагогическая деятельность по
формированию элементарных математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста посредством
плоскостного и пространственного моделирования
17
2.1. Показатели и критерии уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
17
2.2. Целенаправленная работа по формированию математических
представлений детей старшего дошкольного возраста
посредством плоскостного и пространственного моделирования
18
2.3. Анализ результатов педагогической диагностики
математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста
28
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34
3
Введение
Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет
направления совершенствования системы образования, предусматривает
новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего
поколения. Одним из важнейших направлений в этой области является
формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного
и школьного возраста.
Математика может и должна играть особую роль в гуманизации
образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности.
Она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Знания нужны не ради знаний, преследуется главная цель: вырастить детей
людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их
окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они
сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет
огромному числу людей различных профессий. Развитие естественно –
научных дисциплин в образовательной сфере стало приоритетным
направлением Челябинской области. Губернатор области Б. Дубровский
одобрил предложенный ему проект «ТЭМП» : «Технологии +Естествознание
+Математика= Приоритеты образования». С темпом развития общества в
современных условиях, невозможно выполнить заказ экономики на
специалистов, которые будут востребованы через 15 лет – срок обучения
ребенка. Поэтому уже в детском саду нужно воспитывать и формировать в
ребенке тягу к труду и системное мышление. Мотивировать научно-
познавательный интерес детей необходимо уже с детства, когда
закладываются основы формирования целостных ориентиров, выстраивая
отношения человека с окружающим миром, усвоения знаний, умений и
развития познавательных интересов. В ДОУ, где приоритетным видом
деятельности является игра, наибольший интерес вызовет создание
конструкций, моделей, имитирующих реальные объекты окружающего мира,
Это могут быть модели различных объектов, животных, транспорта или
бытовых приборов. Включение элементов моделирования в образовательный
процесс позволяет реализовать часть аспектов образовательной программы
ТЕМП, таких как знакомство с профессией конструктора, инженера,
формирование навыков работы с механизмами, творческое конструирование
и мотивация к выбору профессии, связанной с инженерной и
конструкторской деятельностью. Таким образом, даже в условиях
дошкольной образовательной организации можно создать среду,
4
благоприятную для воспитания будущего промышленного края, каким всегда
был, остается и будет Челябинская область.
Доступность моделирования для дошкольников была доказана в
исследованиях отечественных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец,
Н. Н. Поддъяков, Ф. Б. Эльконин). В основе моделирования лежит принцип
замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей
другим предметом, изображением или знаком. Метод моделирования нашел
широкое применение в методике ознакомления дошкольников с
количественным и пространственным отношениями, разработанный
авторским коллективом под руководством Л. А. Венгера.
Использование моделирования при обучении детей математике является
весьма перспективным:
благодаря созданию материальных конструкций, абстрактные
математические понятия могут быть представлены детям в доступной им
конкретно-чувственной форме;
моделирование учитывает психологические особенности ребенка
дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления, способности к замещению).
Исходя из выше сказанного, одним из ведущих и приоритетных методов
развития математических способностей у детей дошкольного возраста
является моделирование, с помощью которого дети активно овладевают
построением и использованием разного рода предметных, графических и
мыслительных моделей.
Цель педагогического опыта работы заключается в определении
содержания и особенностей формирования математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и
пространственного моделирования.
Объект педагогического опыта работы– математические представления
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет педагогического опыта работы– процесс формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного
посредством плоскостного и пространственного моделирования.
Исходя из целей, сформулированы основные задачи исследования:
Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы
формирования элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и
пространственного моделирования;
Реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс
педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование
5
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования;
Проводить педагогическую диагностику по формированию
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста и осуществлять коррекционную деятельность посредством
плоскостного и пространственного моделирования.
В качестве гипотезы педагогического опыта работы выступило
предположение о том, что формирование математических представлений у
старших дошкольников будет особенно эффективно проходить с
применением плоскостного и пространственного моделирования в процессе
обучения.
При разработке педагогического опыта работы учитывали принципы :
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей, взрослых, семьи, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные
результаты позволяют осуществлять развитие математических
представлений посредством использования в работе моделирования и могут
быть широко применены в воспитательно-образовательном процессе
дошкольной образовательной организации, с целью создания условий для
раскрытия и развития способностей каждого ребнка.