людмила семина
Экспериментирование с живой и неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю вам опыт работы по STEM-образовательному модулю «Экспериментирование с живой и неживой природой.»
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование проходит через игру, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
Публикация «Экспериментирование с живой и неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашей группе имеется оборудованная исследовательская лаборатория, в ней есть от самой простейшей пробирки до микроскопа. Важно не только иметь оборудованную лабораторию, но и правильно и рационально использовать её в педагогическом процессе, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Ребята знают элементарные правила поведения в лаборатории, имеют полную возможность в течении дня стать исследователями. Они спокойно подходят к ней, знают, как пользоваться всеми предметами, они прекрасно понимают и без участия воспитателя могут сделать простейшее наблюдение, например, рассмотреть различные коллекции камней, семян под лупой. По тем опытам, которые мы проводим на занятии, ребята уже по аналогии исследуют окружающую действительность, находят интересные моменты, которые у меня самой вызывают удивление.
Мы работаем по перспективному плану. Исследуем и изучаем неживую природу :
1. Свойства воды: дети познакомились с круговоротом воды в природе, знают, что вода имеет три агрегатных состояния.
2. Свойства воздуха
3. У детей сформировалось представление о свойствах света и тени.
4. Дети узнали о свойствах различных материалов: бумаги, ткани.
5. Эта удивительная соль.
6. Сравнили свойства песка и глины. Познакомились с составом почвы.
Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Одновременно мы с детьми изучали и живую природу : особенность жизни живых существ: насекомых, растения (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
Так же бывают протяженные по времени эксперименты, например - наблюдение за ростом растений-огород.
Именно осознание единства природы, тесной взаимосвязи в ней, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к ней.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
При изучении с детьми свойств света, я более углубилась в эту тему, так как она мне очень интересна. А с появлением замечательного комплекта для изучения свойств света, мы стали изучать вещи, которые просто так не возьмешь ни откуда. Свет – это одно из удивительнейших явлений природы. Тайну света люди пытались раскрыть в течение многих столетий, ставя различные опыты, осмысливая их результаты и даже проводя сложнейшие математические расчеты. Все это позволило установить, какими свойствами обладает свет и каким законам он подчиняется.
Например, ребята узнали, что цвета могут смешиваться и помог нам в этом набор «Прозрачные мультиформы» и робот Маус. Сделали вывод, что если добавить к одной прозрачной детали детали разных цветов, то образуются новые цвета и оттенки.
Прозрачные блоки из набора «Радужные постройки» подвели детей к мысли, что если взять несколько блоков разного цвета, то в итоге получим различные цвета и световые узоры.
Набор «Кубики прозрачные "Кристалл Радуга " позволили детям увидеть самые разные цвета и их оттенки, понять закономерности их образования и моделировать композиции с новыми цветовыми решениями.
Разноцветные фигурки покорили детей. И мы на этом не остановились.
Ребятам стало интересно, почему не все предметы пропускают свет, и мы решили проверить. Для этого опыта нам понадобился фонарик и 2 листа картона, с вырезанными одинаковыми по форме и размеру отверстиями, находящиеся на одной оси. Дети направляли фонариком луч света, держа его на одной оси, в отверстия и видели, что свет проходит через оба отверстия. Затем мы немного сдвигали один лист картона, отверстия расположены уже не на одной оси, теперь ребята видели, что свет не проходит через них. Дети сделали вывод, что свет может распространяться только по прямой линии. Если на пути света возникает непрозрачное препятствие, свет не может обойти это препятствие. Из этого эксперимента дети лучше узнали, как образуется тень.
Еще дети познакомились с особенностями изображений в угловом зеркале. Сделали вывод, что в угловом зеркале от одного предмета образуется 3 изображения, а если мы устанавливаем больше предметов, то и рисунок получается более содержательным и красивым.
Ребят очень удивило выпуклое и вогнутое зеркало. При проведении эксперимента с выпуклым зеркалом, они узнали, что изображение в нем прямое, обратное, всегда уменьшенное и это зеркало обеспечивает гораздо более широкий обзор, чем плоское зеркало. А в вогнутом зеркале дети увидели перевернутое, увеличенное изображение.
При закреплении новой темы, мы всегда используем робота Мауса, так как дети с интересом программируют и самостоятельно составляют маршруты для «РобоМыши». Увлекаясь игрой, они активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости, учатся понимать чужие алгоритмы, строить свои. И поверьте, им это интересно, легко и познавательно. Играя, дошкольники развиваются!
Так же робота Мауса я использую на занятиях. Например: у нас было занятие по знакомству детей с тканями. Я познакомила детей с видами тканей. Мы ткань пощупали, потрогали, потому что ребенок окружающую действительность всегда пробует на ощупь, пока он не поймет, какая она. С помощью опытно-экспериментальной деятельности дети узнали какими свойствами обладает ткань. Так же дети на занятии помогли роботу Маусу. Я предложила им выбрать из какой ткани необходимо сделать новое платье для Золушки. Были предложены варианты, ребята придумали правильный ответ и провели к этому ответу алгоритм. Робот помог детям лучше запомнить новый материал, так как это было для детей и интересным и увлекательным. Мы живем в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения вызывают интерес детей к современной технике. Ребенок не может гармонично развиваться без основ программирования. С помощью робота Мышки дети могут сначала составить программу из отдельных команд, а затем запрограммировать игрушку – «РобоМышь» на выполнение определенных действий. В нашем случае, во-первых, мышонок стал сюрпризным моментом – героем, помощником Золушки, во-вторых с помощью мышки Мауса, дети выбрали нужную ткань для платья Золушки.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Экспериментирование, бесспорно, является не только средством экологического воспитания и образования, но и умственного развития. Оно формирует у ребёнка первичную естественнонаучную картину мира. Итогом такой работы станет развитая наблюдательность, умение мыслить самостоятельно, осознанное и бережное отношение ко всему окружающему.