Елена Филиппова
Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 139 г. Пензы «Березка»
Опыт работы на тему:
«Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»
Подготовила: воспитатель Филиппова Елена Александровна
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
Публикация «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса. ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность. Укрепление здоровья детей и охрана их жизни является одной из основных задач воспитания. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной задачей. Вот почему мы решили уделить внимание проблеме подготовки самых маленьких пешеходов-детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Дети- это не только маленькие пешеходы, но и причина многих дорожно-транспортных происшествий. Приводит к этому незнание элементарных правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя ловкими и быстрыми. У них ещё нет способности предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают, что можно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Закрепить у детей знание правил дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.
Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, на которых мы знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице.
Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Для заинтересованности родителей на традиционных родительских собраниях используем тренинги, мастер-классы и совместные игры по изучению правил дорожного движения.
Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения на семинарах, круглых столах, в индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его типологические особенности, интересы, физическое состояние.
В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей изготовлена ширма, на которой размещены выдержки из правил движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице.
Совместный выпуск листовки - агитки, где мы совместно с родителями и детьми изготовили буклет «Внимание дорога!», «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога!» в которых иллюстрациями служили рисунки самих детей, оставил большой отклик в душах маленьких художников – оформителей и показал родителям важность и эффективность проведенного мероприятия.
Ещё одной традиционной формой в работе с родителями является анкетирование, которое регулярно проводится на нашей группе.
В анкете необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогли узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.
Наряду с традиционными методами взаимодействия с семьями воспитанников мы широко используем и новые инновационные методы:
1. Был проведен «Круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД, на котором в форме вопросов и ответов, а также тренинга были освещены основные моменты безопасности детей на дорогах района.
2. Совместная игра «Счастливый случай» в интересной, познавательной форме показала детям жизненную необходимость соблюдения правил дорожного движения ими как пешеходами.
3. Для лучшего усвоения детьми правил безопасного поведения на улице, мы предложили родителям с ребёнком составить план- схему своей улицы и зарисовать ее. Вместе с детьми родители определили на план - схеме особо опасные участки на улице, а также места, благоприятные для разнообразных игр детей. Родители комментировали созданные план - схемы, уточняли, где находятся пешеходные переходы, какие знаки размещены по пути их следования. По этим план - схемам мы предлагали детям рассказать, как они будут играть в своё м дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч.
4. Совместно с родителями был оформлен фотостенд, на котором помещены фотографии детей, которые принимали участие вместе с родителями в той или иной ситуации на дороге.
5. Психологический тренинг.
В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.
Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.
6. Диспут
Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.
7. Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т. д.
8. Такая новая форма как «Почта доверия» показала эффективное сотрудничество воспитателя с семьями, потому что в век занятости не всегда у родителей хватает времени на долгие задушевные разговоры с педагогом, а задать вопрос необходимо, вот использование почты доверия решило эту проблему. Где в письменной форме родители задавали интересующие их вопросы, и я, консультируясь со специалистами, старалась ответить на их вопросы, используя современные технические средства: электронную почту в сети Интернет и сайт ДОУ.
Работа по изучению с детьми правил безопасного поведения на дороге невозможно без создания в группе предметно - пространственной среды, где в игровой форме дети могут закрепить те знания, полученные на занятиях, экскурсиях, беседах. Большую роль в оформлении группы оказали родители, они изготовили макеты знаков, на проведенном мною мастер - классе «Макет своими руками» создали макеты улиц.
Для повышения качества обучения детей и родителей правилам дорожного движения в нашем саду открыт клуб «Дорожная азбука».
Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения детей ПДД, обеспечения безопасности детей на дорогах, преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
В клубе ежемесячно организуют практические занятия для дошкольников и мастер-классы для родителей.
Педагоги формируют у воспитанников навыки безопасного поведения на дороге, повышают компетентность родителей в вопросах безопасности детей, организуют взаимодействие с другими учреждениями по вопросам проведения профилактических мероприятий с дошкольниками и их семьями.
Координирует деятельность клуба методист дошкольного отделения. Участники клуба-воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет, родители и педагоги детского сада.
Основные направления деятельности клуба :
- Оказание педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и обучения дошкольников правилам поведения на улицах, повышение педагогической компетентности родителей в данных вопросах.
- Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по формиролванию положительного отношения к соблюдению ПДД.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения детей ПДД.
Родители - члены Клуба имеют право :
- на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам обучения, воспитания, развития ребенка в ДОУ;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
ДОУ имеет право :
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
ДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей;
- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Родители - члены Клуба обязаны:
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в заседаниях Клуба.
Работа в клубе строиться в трех направлениях.
Педагоги используют разнообразные методы и формы: наблюдение, тематические встречи, взаимопосещения, проектную и досуговую деятельность, соревнования.
Образовательная деятельность проводиться согласно тематическому плану на учебный год: 1 раз в месяц с воспитанниками и 1 раз в месяц с родителями и педагогами. Режим занятий определяется расписанием. Занятия с детьми не превышают 25 мин. Воспитатель проводит их по подгруппам по 10-12 человек во второй половине дня вне НОД.
Образовательная деятельность в клубе организуется в специальном просторном помещении детского сада и на улице. Чтобы дети закрепили полученные знания в реальной дорожной обстановке, воспитатели проводят тематические экскурсии и целевые прогулки.
Согласно тематическому плану 1-2 раза в год организуются итоговые мероприятия в форме совместных праздников, фестивалей. В них участвуют не только дошкольник и родители, но учащиеся школы, сотрудники ГИБДД.
Например, ежемесячная акция «Дисциплина на дороге это наш залог здоровья», «Я -примерный пешеход»
Данные мероприятия всегда проходят весело, дети демонстрируют навыки поведения на дороге, родители получают советы, как уберечь ребенка от несчастного случая.
На базе клуба воспитатели организуют разные проекты. Например, проект «Наши помощники -дорожные знаки». Его идея возникла на основе реальной дорожной ситуации. Припаркованные у ворот детского сада машины мешали проехать грузовому транспорту с продуктами питания.
С несанкционированной парковкой воспитанники решили бороться с помощью дорожных знаков. Совместно с педагогами и родителями они разработали свой запрещающий дорожный знак, изготовили плакат с его изображением и выставили перед воротами детского сада.
Большой интерес вызвал совместный проект детей и родителей «Мы по городу идем». Его задача была создать безопасный маршрут из дома до детского сада. Сначала педагоги и родители детально изучили микрорайон, где находиться детский сад: расположение жомов, игровых площадок, дорог, и т. д. Затем разработали безопасный путь для каждого воспитанника и обозначили его на схеме микрорайона.
Чтобы наглядно объяснить детям, какие опасности их могут ждать на дороге, педагоги разработали папку «Калейдоскоп ситуаций по ПДД»
-как правильно выходить из подъезда, если рядом находиться проезжая часть;
-как ждать общественный транспорт ;
-как переходить двухполосную проезжую часть в каждом направлении;
-как переходить нерегулируемый переход.
Таким образом, систематическая работа в Школе пешеходных наук дает возможность организовать разные проекты, привлечь к участию в них родителей, использовать не только предметно-пространственную среду детского сада и ближайшее окружение.
Работу в клубе «Дорожная азбука» педагоги организуют в тесном контакте с семьями воспитанников.
В группах воспитатели постоянно обновляют стенд с информацией о правилах безопасного поведения на дорогах в соответствии с возрастом детей, вывешивают отчет о прошедших в клубе мероприятиях, раздают или отправляют по электронной почте памятки каждому родителю.
Полный перечень информации по обучению детей безопасному поведению представлен на сайте детского сада.
В свою очередь, родители участвуют в разработке тематических проектов, организации целевых прогулок и экскурсий с детьми по улицам города, помогают оформлять дидактические материалы по теме ППД.
Только единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы стараемся доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.
Приложение 1.
План работы клуба «Дорожная азбука»
Тема Содержание Задачи
Сентябрь
«Участники дорожного движения» Игра «Кто это: пешеход, водитель или пассажир» Научить называть участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир). Формировать понимание того, что все участники дорожного движения обязаны знать правила и следовать им.
«Элементы дороги» Игра «Устройство дороги» Закрепить представления об участках дороги : проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина
«Световозвра
щающие элементы» Рассматривание коллекции фликеров Формировать представление о фликерах: какие они бывают, для чего нужны, как использовать их в темное время суток
Октябрь
«Транспортные средства» Игры: «Угадай, что это?», «Назови части машины», «Определи: пассажирский или грузовой транспорт» Расширить представление о транспортных средствах : автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, автобус, их назначение. Продолжать учить называть части машины: кабина, руль, кузов, колесо, прицеп. Формировать умение классифицировать транспорт: пассажирский и грузовой
Составление интеллектуальной карты на тему «Наземный транспорт» Обобщить представления о наземном транспорте с помощью условных обозначений, схемы
«Виды пешеходных переходов» Игра «Назови правильно дорожный знак» Формировать представления о дорожных знаках «Подземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка»
Ноябрь
«Средства регулирования дорожного движения : светофор, дорожные знаки» Игры-рассуждения «Для чего нужны дорожные знаки и светофор», «Почему у светофора разные огоньки». Закрепить представления о роли дорожных знаков, сигналах пешеходного и транспортного светофоров.
Игровое упражнение «Перейди через проезжую часть.» Закрепить представление о роли дорожных знаков, сигналах
пешеходного и транспортного светофоров
Игра «Что за знак?» Продолжать формировать представление о дорожных знаках для пешеходов: «Жилая зона», «Конец жилой зоны», «Пешеходная зона», учить их находить на макете.
Декабрь
«Дорожные ловушки»(дорожные знаки для пешеходов; правила для пассажиров общественного транспорта) Целевая прогулка к дороге. Обсудить «дорожную ловушку» : «Чем опасна стоящая машина?» Рассказать о дорожном знаке для пешеходов : «Место остановки автобуса», правилах псадки и высадки пассажиров, в т. ч. с детьми
Январь
«Правила перевозки детей в транспорте» Составление правил по картинкам и схемам а тему «Безопасное поведение в автомобиле» (автобусе) Учить анализировать изображения, делать выводы
Игра «Каждому свое место» Расширять представления о дорожных знаках, учить их находить на проезжей части.
П/ и «Передай платочек по кругу: в одном направлении, в двух направлениях» Развивать психофизические качества, необходимые пешеходу: внимание, умение быстро реагировать и ориентироваться в пространстве
«Громко-тихо»
«Спереди-сзади» Развивать умение слышать звуковые сигналы, ориентироваться в пространстве
Февраль
«Работа регулировщика» Беседа-рассуждения на темы: «Кто такой регулировщик? Какую работу он выполняет» Сформировать представление о работе регулировщика, его роли на дороге
«Дорожные знаки для водителей» Игра «Что за знак» Рассказать о запрещающем дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено»
«Перекресток» Игра «Перекресток» Сформировать представление о перекрестке как элементе дороги
Март
«Правила передвижения на велосипеде» Беседа-рассуждения на темы: «Велосипед-это хорошо или плохо?», «Правила передвижения на велосипеде» Развивать умение рассуждать, делать выводы, умозаключения, закрепить правила передвижения на велосипеде.
«Предписывающие дорожные знаки» Игры «Отгадай предмет», «Что не стало?» Закрепить знание транспортных средств, их характерных признаков, назначения, развивать зрительную память
Апрель
«Работа ГИБДД» Беседа-рассуждения на тему «Что я знаю о работе дорожно-патрульной службы» Учить рассуждать, делать выводы, развивать речь
Игра «Определи источник звука» Развивать психофизические качества, необходимые пешеходу: слуховое внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве
«Предписывающие дорожные знаки» Игра «Что за знак» Рассказать о предписывающих дорожных знаках : «Велосипедная и пешеходная дорожка с разделением движения», «Конец велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения», учить находить из на макете
Май
«Ребенок и дорога» Составление правил «Безопасное поведение во дворе» Речевое, познавательное развитие : составлять правила безопасного поведения во дворе с помощью условных обозначений
Обсуждение проблемных ситуаций «Я потерялся на улице. Что делать?» Учить рассуждать, делать выводы, умозаключения
Творческая игра «Пешеход. Водитель. Пассажир.» Закрепить навыки участников дорожного движения, умение ориентироваться в дорожной ситуации.
Праздник «Грамотный пешеход»