Юлия Калмыкова
Развитие у дошкольников всех компонентов речи через применение учебно-наглядного пособия «Кубигород»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании личности ребенка дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение родного языка дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Публикация «Развитие у дошкольников всех компонентов речи через применение учебно-наглядного пособия „Кубигород“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Развитие речи состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.
Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, который направлен на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. При этом особое значение в подготовке к переходу дошкольника на следующую ступень имеет игра.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормативно развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе игры. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал разноуровневого характера.
Однако, необходимо учитывать тот факт, что недостатки звукопроизношения, недостаточно чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, изменение темпа речи, её плавности, а также неустойчивость внимания, плохая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоционально-волевой сферы – всё это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с ОНР, порождает у них особенности поведения в игре. Это говорит о необходимости использования индивидуально-дифференцированного подхода при организации игр в развитии речи детей с ОНР. И педагог, развивая игровую деятельность детей с ОНР, прежде всего должен осуществлять специальные методические приёмы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи обучения в игре, а также предусматривать возможность реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игры.
Бывает очень трудно удержать детское внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Поэтому для преодоления неустойчивости внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другую, быстрой утомляемости и более эффективной коррекции речевого развития было необходимо создать пособие, вызывающего интерес у детей. Оно должно быть функциональным, вариативным в плане применения, эстетически привлекательным для дошкольников, служить решению многих коррекционных задач. Такие цели я ставила перед собой при создании пособия «Кубигород».
Моё собственное авторское учебно-наглядное пособие «Кубигород» является одной из уникальных форм организации коррекционно-образовательной деятельности, которая позволила сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Благодаря использованию данного пособия, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Работа с данным пособием позволяет систематизировать наглядный материал, имеющийся у учителя-логопеда, и продуктивно использовать его на занятиях. «Кубигород» можно по необходимости видоизменять и дополнять другими играми и деталями, в зависимости от целей и задач, что позволит сделать его более функциональным.
Многофункциональное учебно-наглядное пособие «Кубигород» является хорошим коррекционно-развивающим инструментом для ребёнка-дошкольника, может использоваться в ходе образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей в области речевого развития, в индивидуальной и подгрупповой работе с воспитанниками 4-8 лет. Внедрение инновационной игровой технологии «Кубигород» является успешным шагом на пути реализации Стандарта. Использование в коррекционно-развивающей работе данного авторского пособия позволяет педагогу реализовывать инновационные методы и формы работы.
Использование речевых кубов позволяет:
- расширить речевую среду в группе;
- провести индивидуальное логопедическое занятие в игровой форме;
- создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослым и самостоятельно;
- в процессе игры, легко, и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Методическое пособие «Кубигород» представляет собой серию кубиков разной величины из фетра, на гранях которого даны съёмные символы игр и упражнений. Немецкий ученый Фридрих Фребель отмечал уникальность кубиков для развития ребенка. Он считал кубики «бесспорным и необходимым даром для ребенка», второй важной игрушкой после мяча.
Каждый логопед знает, как утомляют детей бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Поэтому на занятии я применяю наглядные средства данного пособия, которые позволяют создать атмосферу непринужденности, снять напряженность и добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки в условиях игровой деятельности.
Использование логопедических кубиков дает возможность учесть потребности ребенка в мотивационной и познавательной активности. Пособие развивает мимику, речевое дыхание, зрительно-моторную координацию. С его помощью можно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, проводить профилактику дисграфии и дислексии, развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух и слуховое внимание, совершенствовать грамматический строй речи и связную речь, интонационную выразительность родного языка, а также психические процессы (восприятие, память, мышление).
Логопедические кубики - это лишь пособие для развития различных познавательных процессов ребенка, а то насколько они будут полезны и интересны воспитанникам, зависит от педагога.
Как было сказано выше, игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которого даны съёмные символы игр и упражнений. Игровое пособие многофункционально и вариативно. Каждый кубик может быть использован как самостоятельное пособие, так и в сочетании с другими, на усмотрение педагога и детей.
Варианты игры с кубиками :
1. Один ребёнок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руках у него куб, который он вращает, пока остальные дети идут по кругу со словами:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы вращать!
Ребёнок показывает грань куба, на которой остановилось вращение. Дети выполняют задание.
2. Дети стоят или сидя по кругу. Куб передают по цепочке, произнося любую считалочку. Ребёнок, на котором остановилась считалка, выбирает сторону куба. Дети выполняют задание.
3. Водящий ребёнок идёт по кругу, произнося считалку. Тот ребёнок, на котором закончилась считалка, берёт куб, закрывает глаза, вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняет сам или все дети вместе.
Учебно-наглядное пособие «Кубигород» является эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда, групповой комнаты в дошкольном учреждении. Пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. Пособие ориентировано на возможность самовыражения каждого ребенка и осуществления личностно-ориентированного подхода.
Данное учебно-наглядное пособие успешно прошло апробацию в работе с детьми старшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 города Ейска муниципального образования Ейский район в течение 2022-2023 учебного года, гармонично вписывается в предметно-развивающую среду логопедического кабинета и отвечает её основным задачам: вариативно, доступно и безопасно для детей. Результативность многофункционального методического пособия подтверждается возросшим интересом детей к образовательной деятельности.