Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Развитие у детей познавательно-исследовательских умений в процессе экспериментальной деятельности»

Ирина Шилкина
Опыт работы на тему «Развитие у детей познавательно-исследовательских умений в процессе экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, а одним из видов познавательно-исследовательской деятельности является экспериментирование. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, развивают все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, рисование по мокрому листу, работа с клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг: «Детская энциклопедия», отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

- с социальной - коммуникативной деятельностью (умение договариваться, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

Перед собой поставила цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности.

Для реализации этой цели перед собой поставила следующие задачи:

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности, формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- формировать умение сравнивать два объекта, выделяя различия;

- учить элементарным экспериментальным действиям, расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

- воспитывать аккуратность при работе с материалами;

- продолжить работу с родителями по развитию познавательной деятельности дошкольника.

Для решения поставленных задач мною в группе создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов, а для поддержания познавательной активности детей и интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована детская мини – лаборатория, где представлены все материалы для исследования:

Для проведения опытов в лаборатории есть:

- различные крупы, семена растений, перья, воздушные шары, ракушки, камни, опилки, мел, яичная скорлупа и др.

- различные емкости (стаканчики разных размеров, баночки, капсулы от киндер сюрпризов и др); ложки, трубочки, лупы, пипетки, палочки, шприцы без игл, песочные часы и др.

- для того что бы детям было легче самостоятельно проводить опыты, материалы разложены по коробкам «Опыты с водой», «Опыты с песком», «Опыты со светом» и др.

- для самостоятельной работы детей в уголке находятся картотеки и схемы проведения опытов. Различные альбомы для рассматривания «Под микроскопом», «Ракушки. Какие они?», «Что можно увидеть в телескоп» и др. Для закрепления знаний в уголке находятся дидактические игры: «Что, откуда, почему?», «Что было, что стало», «Что работает от батарейки», «История появления электрической лампочки», «Найди пару».

- Для сбора информации в уголке находятся папки, в которые ребята складывают свои записи. В папке есть несколько кармашков с методами исследований: «Подумай сам», «Понаблюдать», «Найти ответ в книгах», «Провести эксперимент», «Спросить у родителей», «Спросить у эксперта», «Посмотреть в интернете». Получаемые сведения ребенок зарисовывает знаками, символами, а может быть и целым рисунком.

- Для проведения опытов на улице или для сбора материалов для исследования в уголке находится переносная минилаборатория. Она пополняется в зависимости от проводимых опытов и экспериментов или какие материалы надо собрать для исследований.

Совместно с детьми были составлены различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Фантиков», «Камни», которые мы используем с детьми при проведении опытов и экспериментов.

Для поддержания интереса детей уголок систематически пополняется новыми материалами.

Родители принимают активное участие в пополнении уголка экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.

Во время работы мои воспитанники узнали много нового:

1. О зеркале и его свойствах

2. О воздухе и его свойствах

3. О магните и его свойствах

4. О копировальной бумаге

5. Об электричестве

6. Как сделать краски

7. Путешествовали по реке времени и узнали :

- как появилась планета Земля;

- как появились острова, реки и озера;

- как зарождалась жизнь на Земле;

- первобытные люди;

- как жили в Древнем Египте и Греции;

- первые Олимпийские игры;

- меры измерения в древности;

- как появилась книга.

Наши достижения:

- у детей обогатился чувственный опыт (представления, ощущения, восприятие);

- узнали много нового о неживой природе и научились быть внимательны к тому, что нас окружает, научились смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;

-научились несложным экспериментам;

-научились анализировать опыты и делать выводы;

-научились аккуратно работать с природными материалами.

Планы на будущее:

- Продолжать развивать исследовательскую деятельность детей;

- Оказывать помощь в оформлении результатов;

- Формировать умение рассказывать о результатах деятельности;

- Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Развитие у детей познавательно-исследовательских умений в процессе экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 20:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Развитие у детей познавательно-исследовательских умений в процессе экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шилкина (УИ 169679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД