Ирина Шилкина
Опыт работы на тему «Развитие у детей познавательно-исследовательских умений в процессе экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, а одним из видов познавательно-исследовательской деятельности является экспериментирование. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, развивают все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);
- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, рисование по мокрому листу, работа с клеем, бумагой);
- с литературой (чтение познавательных книг: «Детская энциклопедия», отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);
- с социальной - коммуникативной деятельностью (умение договариваться, проявлять себя);
- с игровой (игры с песком, снегом, водой).
Перед собой поставила цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности.
Для реализации этой цели перед собой поставила следующие задачи:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности, формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- формировать умение сравнивать два объекта, выделяя различия;
- учить элементарным экспериментальным действиям, расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- воспитывать аккуратность при работе с материалами;
- продолжить работу с родителями по развитию познавательной деятельности дошкольника.
Для решения поставленных задач мною в группе создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов, а для поддержания познавательной активности детей и интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована детская мини – лаборатория, где представлены все материалы для исследования:
Для проведения опытов в лаборатории есть:
- различные крупы, семена растений, перья, воздушные шары, ракушки, камни, опилки, мел, яичная скорлупа и др.
- различные емкости (стаканчики разных размеров, баночки, капсулы от киндер сюрпризов и др); ложки, трубочки, лупы, пипетки, палочки, шприцы без игл, песочные часы и др.
- для того что бы детям было легче самостоятельно проводить опыты, материалы разложены по коробкам «Опыты с водой», «Опыты с песком», «Опыты со светом» и др.
- для самостоятельной работы детей в уголке находятся картотеки и схемы проведения опытов. Различные альбомы для рассматривания «Под микроскопом», «Ракушки. Какие они?», «Что можно увидеть в телескоп» и др. Для закрепления знаний в уголке находятся дидактические игры: «Что, откуда, почему?», «Что было, что стало», «Что работает от батарейки», «История появления электрической лампочки», «Найди пару».
- Для сбора информации в уголке находятся папки, в которые ребята складывают свои записи. В папке есть несколько кармашков с методами исследований: «Подумай сам», «Понаблюдать», «Найти ответ в книгах», «Провести эксперимент», «Спросить у родителей», «Спросить у эксперта», «Посмотреть в интернете». Получаемые сведения ребенок зарисовывает знаками, символами, а может быть и целым рисунком.
- Для проведения опытов на улице или для сбора материалов для исследования в уголке находится переносная минилаборатория. Она пополняется в зависимости от проводимых опытов и экспериментов или какие материалы надо собрать для исследований.
Совместно с детьми были составлены различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Фантиков», «Камни», которые мы используем с детьми при проведении опытов и экспериментов.
Для поддержания интереса детей уголок систематически пополняется новыми материалами.
Родители принимают активное участие в пополнении уголка экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.
Во время работы мои воспитанники узнали много нового:
1. О зеркале и его свойствах
2. О воздухе и его свойствах
3. О магните и его свойствах
4. О копировальной бумаге
5. Об электричестве
6. Как сделать краски
7. Путешествовали по реке времени и узнали :
- как появилась планета Земля;
- как появились острова, реки и озера;
- как зарождалась жизнь на Земле;
- первобытные люди;
- как жили в Древнем Египте и Греции;
- первые Олимпийские игры;
- меры измерения в древности;
- как появилась книга.
Наши достижения:
- у детей обогатился чувственный опыт (представления, ощущения, восприятие);
- узнали много нового о неживой природе и научились быть внимательны к тому, что нас окружает, научились смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;
-научились несложным экспериментам;
-научились анализировать опыты и делать выводы;
-научились аккуратно работать с природными материалами.
Планы на будущее:
- Продолжать развивать исследовательскую деятельность детей;
- Оказывать помощь в оформлении результатов;
- Формировать умение рассказывать о результатах деятельности;
- Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.