Александра Старовойтова
Опыт работы на тему: Приобщение дошкольников к истории, культурной и социальной жизни города Бендеры и ПМР…
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МОУ «БЕНДЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №11» СТАРОВОЙТОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИВАНОВНЫ
ПО ТЕМЕ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ, КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА БЕНДЕРЫ И ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»
Публикация «Опыт работы на тему: Приобщение дошкольников к истории, культурной и социальной жизни города Бендеры и ПМР…» размещена в разделах
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизниродного края, связаны: с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка,осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, я понимаю, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе его развития. Необходимо способствовать формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья.
Любая педагогическая система не существует без семьи. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье должны быть едины.
Мне как педагогу, было важно найти такую форму общения с семьями воспитанников, при которой будет осуществлён поиск взаимопонимания, поддержки в решении задач формирования личности и гражданственной позиции маленьких бендерчан.
Вместе с семьёй мы помогаем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
На основе совместного обсуждения с родителями воспитанников были определены цели:
• Объединить усилия семьи и ДОУ в вопросах осуществления нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников на основе формирования интереса к истории и событиям родного города;
• Предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Организационные:
1. Создать культурно-образовательную среду в ДОУ с учётом особенностей, обычаями и традициями культуры родного края.
2. Разработать пакет методических материалов по знакомству детей с особенностями родного города и Республики, культурой народов, приобщению к истокам культуры малой Родины.
Познавательные:
1. Формировать представления у дошкольников о родном городе, месте, где родился и живёт.
2. Приобщать к истории, событиям города и обычаям его жителей.
3. Познакомить с достопримечательностями, архитектурой, промышленными объектами, предприятиями и учреждениями города.
4. Дать представления об известных людях, которые прославили свой город.
5. Создавать условия для знакомства с опытом семейного воспитания, семейными традициями, оказывающими влияние на воспитание ребёнка в семье.
Художественно-эстетические:
• Приобщать детей к миру искусства через социокультурную среду города (музеи, картинную галерею, библиотеки).
• Воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждать интерес к творчеству писателей и поэтов ПМР.
Социальные :
1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; бережное отношение к природе и всему живому.
2. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения города; интерес к традициям и промыслам жителей.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду жителей города, его ветеранам и первостроителям, выполнять посильный труд на благо города.
4. Формировать экологическую культуру детей, прививать осознанное желание участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды.
5. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Вся работа с родителями была направлена на максимальную результативность в реализации обозначенных задач, активное вовлечение всех участников образовательного процесса в плановые мероприятия: знакомство с особенностями, культурой и архитектурой родного города, приобщение к истории и событиям города, создание образовательно-культурной среды.
Совместно с родителями воспитанников была осуществлена организация соответствующей предметно-пространственной среды - в группе оформлены познавательно-игровые зоны: библиотека (специальный подбор литературно-художественного материала); игровая зона (дидактические игры и пособия регионального содержания); музыкально-театрализованная зона (эскизы и элементы костюмов, декорации, подборка музыкальных произведений); уголок краеведения (материалы о жителях, материалы по достопримечательностям города, символика: флаг, герб и т. д.); экологическая зона (материалы о природе родного края); мини-выставочный уголок (продукты детско-взрослого творчества); трудовой уголок (инструменты для хозяйственного и художественного труда, алгоритмы действий).
Работа с детьми в данном направлении осуществлялась в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Воспитательно-образовательная работа осуществлялась в соответствии с современными требованиями к деятельности с дошкольниками : модель детско-взрослой деятельности характеризуется комплексным подходом, обеспечивает интеграцию разных образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность, физическая культура и здоровье.
Познавательная деятельность является основной формой знакомства детей с родным городом. В ходе познавательной деятельности дети узнавали много нового, закрепляли имеющиеся знания. Беседы на тему «Моя семья», «Город на Днестре», «История города Бендеры», «Труд моих родителей – его ценность» повышали детскую мыслительную активность. Этому помогали приё мы: вопросы, индивидуальные задания, рассматривание иллюстраций, сравнения. В ходе познавательной деятельности учила детей самостоятельно анализировать увиденное, услышанное, делать обобщения, выводы. Предлагала найти ответ на поставленный вопрос у родителей и других членов семьи. Составляя творческие рассказы на тему : «Мое любимое место в городе», «Где мы любим отдыхать с семьей?», «Каким бы я хотел увидеть свой город в будущем?» дети учились сравнивать наблюдать, анализировать увиденное и услышанное. Дети с родителями составляли кроссворды на темы: «Предприятия города», «Улицы родного города», «Птицы»; в ходе этой деятельности они применяли уже имеющиеся у них знания на практике. Особый интерес вызвал проект «Когда мои мама и папа были школьниками», в результате реализации которого была создана книга историй из семейной жизни.
Большое значение при знакомстве детей с городом имеют экскурсии. С помощью родителей организовали экскурсии в Бендерскую крепость, в школу, в городскую библиотеку, в музеи, к памятникам. Дети имели возможность наглядно убедиться, что наш город неповторим, он славен своей историей, традициями, памятниками, достопримечательностями, лучшими людьми. Дети получили много положительных эмоций, делились своими впечатлениями друг с другом и родственниками. И хотя многие получаемые впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. При планировании экскурсий я четко продумывала, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для родного города.
Собран гербарий растений ПМР, создан вариант «Красной книги», собрана коллекция минералов и камней.
Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровые приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Полученные сведения и приобретённые знания, дети используют в сюжетных играх, строительных и дидактических. Большой интерес вызывают у детей игры в «Поездки и путешествия по улицам родного города», «Путешествие в лес», игры со строительным материалом «Мой дом и улица», «Мы строим город», «Где я люблю бывать в городе Бендеры» и др.
Использую такие дидактические игры, как: «Назови друзей леса», «Кому, что нужно для работы», «Пазлы» (достопримечательности города, «Что перепутал художник?», «Где ты живёшь?» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Защитники Родины», «Пожарные» и др. Благодаря игровой деятельности знания детей закрепляются, а сведения систематизируются; дети делятся своим жизненным опытом друг с другом.
Реализуя задачи социальной направленности, были организованы встречи с интересными людьми на темы: «Поэты ПМР - детям», «Ветераны» и др. Рассказы гостей сопровождались рекламированием произведений, фотографиями из старых альбомов. Все это способствует формированию у детей эмоционально насыщенного образа родного города и его представителей. На стенде вы видите фотографии с встреч.
Знакомим детей не только с современным городом, но и его историей, приобщаем детей культуре своего города, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Дети должны понять, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие национальные и общественные праздники и т. д.
С помощью совместной работы детей, родителей и сотрудников принимаем участие в выставках, посвящённых памятным датам и общественным праздникам города и Республики. Фотоматериал вы можете увидеть на стенде.
Отдельные темы приурочиваю к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того объединяем в одной теме разные виды деятельности: художественное слово, рисование, конструирование, труд, музыку.
Организовывались выставки рисунков сотворчества детей и родителей на актуальные темы, выпускались газеты к праздникам. Проводились спортивные праздники: «Папа, мама, я - спортивная семья», родители делились опытом семейного воспитания «Здоровый образ жизни нашей семьи» фотогазеты.
Для успешного художественно-эстетического развития детей при ознакомлении с культурным наследием города были организованы регулярные знакомства с художественными произведениями, представленными в городском выставочном зале картинной галереи. Большой интерес был вызван к посещению центральной городской библиотеки. В совместной художественно-изобразительной деятельности дети совместно с родителями изготавливали поделки и принимали участие в конкурсах, таких как «Зимняя фантазия»(городской, «Как прекрасен этот мир»(садовый) и др.
Нами был составлен календарь общественных событий, праздников города и Республики
месяц дата Наименование праздника
сентябрь 02
01
27 День Республики
День знаний
День дошкольного работника
октябрь 08
05 День города Бендеры
День учителя
ноябрь
Декабрь 31 Новый год
Январь 07 Рождество Христово
февраль 23 День защитника отечества
Март 08 8 марта
Апрель
Май 9 День победы
Июнь 01
06
19 День защиты детей
День рождения А. С. Пушкина
День памяти и скорби
Июль
Август 23 День освобождения г. Бендеры от немецко-фашистских захватчиков
Таким образом, при активном взаимодействии с семьёй у детей формируются духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.