Марина Червяцова (пелло)
Изобразительная деятельность в детском саду. Опыт работы «Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к родному краю.
Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Публикация «Изобразительная деятельность в детском саду, Опыт работы „Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Мы предполагаем, что совершенствованию обучения детей рисованию пейзажа будут способствовать следующие педагогические условия:
– отбор содержания и организация предварительной работы, деятельности по ознакомление детей с пейзажем;
– чтение художественных произведений, позволяющих формировать, закреплять, обобщать представления детей о природе и пейзажной живописи;
– организация уголка изобразительной деятельности способствующего закреплению и расширению представлений о пейзажной живописи;
– составление перспективного плана работы по ознакомлению детей с пейзажем и обучению рисованию природы;
- организация индивидуальной работы с детьми по наблюдению за природой и отображению ее на картинной плоскости;
– осуществление преемственности занятий с изобразительной деятельностью с занятиями по развитию речи, экологии (окружающий мир, математике и т. д. ;
– разработка комплекса дидактических игр, направленных на формирование у детей представлений о пейзаже и способах его плоскостного изображения.
Работа проводилась группа№1 «Светлячок» в три этапа:
1 этап - выявление начального уровня сформированности умений детей старшего дошкольного возраста рисовать пейзаж.
2 этап - Организация работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа.
3 этап - выявление эффективности работы.
На первом этапе, стояла задача выявить начальный уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков в области создания пейзажа изобразительными средствами рисунка.
Поскольку диагностических заданий по выявлению у детей уровня сформированности умений и навыков изображения пейзажа, в литературе представлено не было, мы разработали диагностику выявления уровня умений и навыков детей в области рисования пейзажа.
Диагностика включает в себя ряд параметров: предварительный замысел; организация плоскости; работа с изобразительным материалом и оборудованием, работа с листом бумаги; технические навыки.
При проведении заданий мы столкнулись с тем, что одни дети чётко знают, что, как и чем они хотят рисовать, но некоторые дети без образца, без помощи воспитателя были неуспешны в изобразительной деятельности проявили растерянность и не знали с чего начать.
Анализ результатов диагностики показал, что в начале года рисунки соответствую: низкий уровень – (78%, средний уровень – (17%, высокий уровень – (5%).
Перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста рисования пейзажа, с помощью различных педагогических методов и приемов.
После выявления начального уровня сформированности у детей умений рисовать пейзаж мы перешли к 2 этапу.
Цель состояла в формировании у детей должного уровня навыков, умений рисовать пейзаж на плоскости листа посредством реализаций педагогических условий, которые были выделены нами в начале исследования. Работа строилась по следующим направлениям:
1. Формирование у детей представлений об элементах различных видов пейзажа : городского, сельского, простого пейзажа, сказочного.
2. Формирование у детей предварительного замысла.
3. Обучение у детей ориентировки на плоскости листа.
4. Работа с изобразительным материалом и оборудованием.
5. Развитие способностей детей к использованию в изображениях всех средств выразительности рисунка (формы, цвета, композиции, колорита, пятна, линии);
6. Стимулирование стремления детей к созданию неповторимых, оригинальных образов в пейзажном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.
7. Разработка перспективного плана, отображение в нём тем занятий, которые помогут сформировать знания, умения, навыки у детей старшего дошкольного возраста при рисовании пейзажа.
8. Взаимодействие занятий рисованием пейзажа с другими видами деятельности.
9. Подбор дидактических игр направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике пейзажа и умений отображать её при создании изображения.
Второй этап начался с конца сентября, мы составили перспективный план на год.
Подобрали дидактические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков отбора элементов пейзажа и его составления.
- деревянные пазлы «Времена года»;
- «Узнай живой мир».
- «Найди приметы».
- Сделали своими руками дидактическую игру «Собери пейзаж»;
- Пазлы «Времена года»
- «К какому дереву принадлежит этот лист»;
- Развивающая игра – лото «Где растет огурчик»;
Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем было отражено тематическое распределение материала на год, показано взаимодействие занятий с другими видами деятельности.
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании пейзажа мы строили в соответствии с требованиями Базисной программы развития ребенка - дошкольника «Истоки», которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка нравственно – эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.
Мы использовали основные методы для развития эстетического восприятия и детского творчества : наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтических произведениях; беседы о природе; рассматривание иллюстраций и пейзажных картин; показ некоторых приёмов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче образа природы в рисунке.
Перед каждым занятием проводится предварительная работа в неё входили следующие виды деятельности : знакомство с художниками, экскурсии в галерею детского сада; экскурсии в парк; наблюдения на участках за природой, беседы о разных временах года; рассматривание картин по временам года; чтение стихов, составление рассказов; слушание музыки; приглашение в группу известного художника - пейзажиста Нилова Владимира Николаевича, который рассказывал о своей работе и показывал, как правильно надо писать пейзаж; пересказ об увиденном на экскурсии.
От второго этапа мы перешли к третьему этапу. Анализ мониторинга в группе «Светлячок» показал, что у детей в конце года формирования знаний, умений, навыков соответствуют: средний уровень – 59%, высокий уровень – 41%.
По сравнительной голограмме, третьего этапа можно сделать вывод, что с помощью педагогических условий, приёмов, методов, перспективного плана уровень у детей вырос. Задачу о повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста рисования пейзажа, с помощью различных педагогических методов и приемов мы выполнили.
Анализируя рисунки детей на третьем этапе, мы выявили, что все дети рисуют широкую полосу (фриз, линию горизонта, дети заполняют всё пространство листа, видно уменьшение и увеличение предметов, уменьшенные предметы дети располагают дальше, предметы рисуют выше, видна динамика.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в начале года у детей были выявлены две большие трудности в создании пейзажных рисунков.
Первая трудность состояла в том, что у детей страдала самостоятельность, а также сохранение каждым ребёнком своего индивидуального замысла.
Вторая – заключалась в том, что у многих детей сложился определённый штамп, стереотип рисования.
Данные трудности нам не удалось полностью преодолеть. В связи с этим не планируем останавливаться на достигнутом, и видим перспективу продолжения нашей работы в заданном направлении.