Семёнова Федосья
Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порою осуществляют воспитание вслепую или интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства» размещена в разделах
В статье 18 закона «Об образовании» говорится, родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Детский сад - первый из образовательных учреждений, с которым родители вступают в контакт и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы зависит уровень семейного воспитания.
Целью нашей совместной работы с родителями является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям, возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания. Реализация этой цели невозможна без участия родителей в совместной деятельности. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Эту работу я начинаю с самых первых встреч, еще до поступления ребенка в детский сад.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, изучения традиций семьи, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, я провожу первую встречу с родителями в нетрадиционной форме «Давайте познакомимся!». На этой встрече мы с ними проводим игры-треннинги, интервьюирование, анкетирование. На основе собранных данных анализирую особенности взаимоотношений членов семьи, стараюсь выработать тактику общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.
Для того, чтобы познакомить родителей с жизнью детского сада я использую активные формы и методы работы с ними :
• посещение воспитанников на дому,
• традиционные и нетрадиционные формы родительского собрания - в форме КВНа, викторины, круглого стола ( на темы: «Через красивое – к человечному…», «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» и др.); Ни одно собрание не проводится без участия детей, и в результате 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
• консультации (индивидуальные, групповые) на темы «Значение игрушки в жизни ребенка», «Приобщение детей к национальной культуре» и многое другое;
• наглядная информация в родительских уголках (папки-передвижки «Здоровейка», «Православное воспитание», информационные листы, памятки);
• дни открытых дверей на темы «Организация питания», «Наш мини-музей», «Играем вместе», «Уроки добра». Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка;
• оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Моя родословная», семейный вернисажи, издание газет «Золотой петушок», «Здоровейка», фильмы «Жизнь нашей группы», «Один день в детском саду»;
• оформление уголков (эмоциональный уголок, уголок «Здравствуйте, я пришел!», копилка добрых дел, «Права ребенка»);
• уголок православного воспитания, где представлены иконы, книги, православные календари и многое другое, создана и обогащается фонотека, библиотека по данному вопросу и др.);
• создание мини-музея часов (родители вместе с детьми приносили в группу различные часы, помогали находить интересные истории о часах и их возникновении, участвовали вместе с детьми в презентации мини-музея).
В работе с родителями самым востребованным, полезным и привлекательным является организация совместных досугов. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводим: праздники «День матери», «А ну-ка, бабушки», «Наши защитники», а также и православные праздники «Никола зимний», «Рождество Христово», «Пасха», развлечения «Семейные посиделки», «День смеха», спортивные досуги «Папа, мама, я – спортивная семья».
За время моей работы в группе сложились свои традиции:
• утро радостных встреч (каждое утро дети учатся говорить друг другу комплименты, слова приветствия, добрые слова);
• дни рождения и именины;
• встречи с интересными людьми (в вечернее время родители приходят в гости и рассказывают о своих профессиях, о их значимости для окружающих, проводят мастер-классы, вышивают, изготавливают тряпичные куклы, поделки);
• театральная неделя (родители совместно с педагогами и детьми изготавливают атрибуты, костюмы для театральных постановок, они участвуют в подготовке и инсценировке таких сказок, как «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Как избушка стала дворцом» и показывают их малышам);
• неделя добра (родители совместно с детьми готовят подарки, представления для малышей, детей-инвалидов);
• «трудовой десант» (родители активно участвуют в субботниках, благоустройстве участка группы: в летнее время они помогают оформить клумбы, посадить кусты, в зимнее время – помогают убирать снег, строить снежные постройки и горку);
• сладкие вечера (после каждого мероприятия мы с детьми и родителями организуем чаепитие, где родители рассказывают разные истории из своего детства и истории из жизни своих детей);
• соблюдение божьих заповедей.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети-дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и коллективом специалистов. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Это помогает вовремя вскрыть трудности в воспитании и дать нужный совет.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я считаю, что все используемые формы работы с семьями помогают созданию единого образовательного пространства.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).