Наталия Пимкина
Опыт работы «Использование исследовательско-экспериментальной деятельности в детском сад»
▼ Скачать + Заказать документы
[bОпыт работы
«Использование исследовательско - экспериментальной деятельности в детском сад»[/b]
Воспитатель МДОУ №7 «Ладушки»:Пимкина Наталия Владимировна
Слайд 2
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Опыт работы „Использование исследовательско-экспериментальной деятельности в детском сад“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательско - экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Слайд 3 [/b]
В своей работе мы широко используем исследовательско - экспериментальную деятельности для развития познавательных способностей старших дошкольников.
Слайд 4[/b]
Свою работу я строю на основе следующих технологий:
• «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова;
• «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Н. В. Исакова;
• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» О. В. Тугушева, А. Е. Чистякова.
«Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада.
Слайд 5[/b]
Цель моей работы - развивать познавательный интерес детей в процессе исследовательско - экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности.
3. Развивать мышление, речь.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Слайд 6[/b]
Свою работу строю по трём взаимосвязанным направлениям:
Слайд 7
- живая природа;
Слайд 8
- неживая природа;
Слайд 9
- человек;
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации, возрастным особенностям детей. Мной составлен перспективный план работы с детьми по исследовательско - экспериментальной деятельности, направленный на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
• В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
• В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
• Они практически безопасны.
• В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя: постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Методы и приёмы, обеспечивающие реализацию познавательной деятельности:
• проблемные ситуации
• игры - экспериментирования;
• метод выбора.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в процесс совместной деятельности воспитателя и детей. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования позволяют детям самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям. В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу, становятся активными участниками. Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай
попробовать и я пойму!»
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментально - исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами, предметами через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация, убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Слайд 10
Для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Вниманию родителей были подготовлены консультации: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", "Учить ли детей делать открытия?
В результате проведенной работы у детей сформированы следующие интегративные качества:
1. «Любознательный, активный»:
2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
3. «Способный, решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы
адекватные возрасту»
Уважаемые коллеги!
Сегодня на своем мастер классе я хочу поделиться накопленным опытом по ознакомлению детей с явлениями неживой природы.
На протяжении всего дошкольного возраста дети знакомятся с природными явлениями (снегопад, ветер, солнце, вода, лёд).
По мере взросления дети расширяется кругозор детей. Они все больше узнают о закономерностях окружающего мира, в том числе и об объектам неживой природы. Почему появляется роса, туман, ураган, иней, сосульки, узоры на стекле? Вместе с детьми мы имеем возможность наблюдать эти явления природы в нашей местности. Однако пытливый ум ребёнка хочет знать и о таких явлениях неживой природы как, вулкан, смерч, айсберг, круговорот воды в природе. Сегодня я расскажу и покажу, как наглядно можно продемонстрировать извержение вулкана, смерч, круговорот воды в природе в условиях детского сада. В этом нам помогут элементарные опыты.
Слайд 11
1 опыт «Вулкан»
Слайд12
Оборудование:
Набор «Вулкан»,
поднос,
пищевая сода,
уксус,
жидкость для мытья посуды,
красный пищевой краситель,
чайная ложка.
Слайд 13
Описание опыта
1. Поставить вулкан на большой ровный поднос.
2. Насыпь в вулкан 2- 3чайные ложки пищевой соды.
3. Добавить несколько капель жидкости для мытья посуды и красный пищевой краситель.
4. Медленно влейте в вулкан чайную ложку уксуса, наблюдай за извержением «бурлящей лавы». Можно добавить ещё уксуса и извержение «лавы» продолжиться. В конце концов, извержение прекратиться.
Вывод. Когда сода смешивается с уксусной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция. Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Слайд 14
2 опыт «Смерч в бутылке» (посмотри, как движется торнадо)
Слайд 15
Оборудование:
2 прозрачные пластиковые бутылки
Переходная втулка
Вода
Синий пищевой краситель
Слайд 16
Описание опыта
1. Наполните бутылку прозрачной водой.
2. Соедините бутылки между собой с помощь переходной втулки.
3. Переворачиваем бутылки, меняя их местами.
4. Сильно закручиваем верхнюю бутылку, и ты увидишь вращающееся движение. Вращение представляет движение смерча (торнадо)
Вывод. Смерч (торнадо)— атмосферный вихрь, возникающий в облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде рукава или хобота.
Слайд17
Опыт 3 «Осадки» (посмотри, как образуются осадки)
Слайд 18
Оборудование:
Воронка
Полиэтиленовый пакет
Банка
1 чашка горячей воды
чашки холодной воды
Кубики льда
Слайд 19
Описание опыта
1. Налейте в банку одну чашку горячей воды.
2. Поставьте воронку в банку
3. Положите в воронку полиэтиленовый пакет
4. В полиэтиленовый пакет налей холодную воду и добавь кубики льда. Наблюдайте за банкой. Что происходит?
Вывод. Круговорот воды в природе никогда не прекращается. Вода путешествует с неба на сушу или море и опять возвращается назад вверх.
Слайд 20
Таким образом, на примере элементарных опытом дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ И ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.-368с.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт – Петербург Детство- Пресс,2007 г.
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ,2003 г.