МААМ-картинки

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города

Елена Комарова
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщенный опыт работы педагогического коллектива МБДОУ детский сад № 24 г. Вичуга на тему «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города».

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.

Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий не теряет своей актуальности.

Публикация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города» размещена в разделах

Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях. Сегодня никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее.

Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у детей устойчивых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Совершенно очевидно, что все вышеназванные причины – не только следствие невыполнения детьми правил дорожного движения, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения продиктовано самой жизнью.

Анализ результатов анкетирования педагогов по показал, что в работе по данному направлению имеютсянедостатки и упущения. А именно:

- Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД.

- Обращение к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка - транспортное средство (автомобиль, автобус,.); дорожка –проезжая часть, свет светофора – сигнал светофора и т. д.

- Использование веселые и смешные иллюстрации (комиксов).Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

- Обучение по старым правилам. Например:

При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины,

посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

По новому правило звучит так: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

На слайде будут представлены все неправильные правила – их 6 штук

- Уделяют излишне много времени изучению дорожных знаков, вовлекая детей в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами, о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов : «Пешеходный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка».

В процессе наблюдения за детьми выявили, что у наших воспитанников навыки осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города сформированы не достаточно, а именно

-дети не всегда следуют правилам поведения на улице, дорогах и в транспорте;

- не все дети могут отразить в играх разнообразные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице города;

- у детей не сформированы навыки контроля за своим поведением на улице, они мало считаются с опасностями на дороге.

Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 75% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 64% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Таким образом, чтобы повысить качество образовательного процесса и преодолеть затруднения, коллективом было принято решение посвятить этому одну из задач годового плана и решить проблемы через систему мероприятий с педагогами, детьми и родителями.

Определив проблемы, мы поставили цель работы: создание условий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на проезжей части города, во дворе и городском транспорте.

Для реализации поставленной цели были определеныследующие задачи:

-Создать оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

- Повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- Формировать у дошкольников элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения;

- Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения;

- Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил дорожного движения всеми участниками образовательного процесса.

Решение данных задач, представляет целенаправленную и спланированную работу всего коллектива детского садав трех направлениях:

1. Методическое сопровождениепедагогов.

2. Образовательная деятельность с детьми.

3. Взаимодействие с семьями.

В рамках методического сопровождения педагогов по данному направлениюбыли проведены:

- консультации на темы: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения», «Организация предметно - развивающей среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения»,«Формы и методы обучения детейбезопасному поведению на улице», «Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города»;

- семинар–практикум «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»;

- мастер-класс «Правила дорожные, верные надежные»;

- открытые просмотры НОД во всех возрастных группах;

- смотр-конкурс «Лучший уголок ОБЖ»;

-педагогический совет «Какие формы, методы и приемы наиболее эффективны в работе ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма?».

Правила дорожного движения едины для всех и для взрослых, и для детей. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на возраст детей. Поэтому главная задача воспитателей– доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

В процессе обучения детей педагоги используют различные формы, методы и приемы:

• Тематические НОД;

• Различные виды игр;

• Беседы, минутки безопасности : «Наши друзья дорожные знаки», «Правила пешеходов и пассажиров», «Об истории транспорта», «Основные части улицы», «Светофор и его сигналы», «Пешеходный переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети» и др.

• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок;

• Досуги, праздники, развлечения: «Как Баба Яга знакомилась с правилами дорожного движения», «Светофорик на пешеходном переходе», игра – викторина «Юный пешеход», «Правила дорожного движения должен знать каждый» и др.

• Целевые прогулки к светофору, перекрестку, остановке– гдев реальной обстановке дети наблюдают за транспортом и пешеходами, знакомятся со знаками дорожного движения, обсуждают ситуации.

• Встречи с сотрудниками ГИБДД;

• Участие в социальных акциях,которые являются одной из эффективных форм взаимодействия всех участников дорожного движения :«Внимание дети!», «Водитель! Сохрани мне жизнь!».

• При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ПДД используем информационно-коммуникативные технологии. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге : Виды транспортных средств; Светофор, история его развития; Виды дорожных знаков и их назначение; Причины дорожно-транспортных происшествий.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения, педагоги постарались создать необходимую развивающую предметно-пространственную среду. В каждой возрастной группе оборудован уголок по ПДД.

Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В уголках имеется:

- Наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).

- Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино).

- Настольный макет перекрестка (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).

- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, костюмы).

- Детская художественная литература по дорожной тематике.

- Пособие и игры по обучению детей ПДД.

- Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.

Материалы уголка педагоги используют в НОД по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у детей авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Поэтому мы убеждаем родителей в том, что они прежде всего отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать – это быть хорошим примером для подражания.

С целью привлечения родителей к решению этой проблемы используем различные формы :

- Анкетирование;

- Беседы, консультации на темы: «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»,«Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды»;

- Памятки, буклеты, листовки – обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

- Папки-передвижки, в которых содержится материал о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- Родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». На собраниях родителям рассказываем о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице;

- Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;

- Мастер-классы: «Создание макета перекрестка», «Изготовление световозвращающего брелка своими руками»;

- Творческие выставки: «Дорога глазами детей», «Моя улица».

-Также родители принимают участие в создании социальных видеороликов о необходимости соблюдения ПДД.

С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации игр в уголке по ПДД: дорожные знаки, жезл регулировщика, жилеты ДПС, лэпбуки, дидактические игры, макеты ит. д.

Проделанная работа имеет положительные результаты:

- Повысился профессиональный уровень педагогов в области обучения детей ПДД, улучшилось качество организации воспитательно-образовательного процесса

- повысился уровень знаний воспитанников: дети не только знают правила дорожного движения, согласно возрасту, но и применяют эти знания в жизни. Несчастные случаи с воспитанниками детского сада отсутствуют;

- во всех возрастных группах пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по ПДД;

- целенаправленная работа с семьей оказала положительное влияние на приобретение детьми знаний и получение навыков безопасного дорожного движения, родителистали активными участниками и помощниками в работе по данному направлению.

Работа на этом не заканчивается. В дальнейшем мы планируем продолжить реализацию поставленной цели и задач по данному направлению.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 19:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города» (включая файлы) размещена пользователем Елена Комарова (УИ 180836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД