Елена Комарова
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный опыт работы педагогического коллектива МБДОУ детский сад № 24 г. Вичуга на тему «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города».
Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.
Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий не теряет своей актуальности.
Публикация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах города» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях. Сегодня никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее.
Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у детей устойчивых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Совершенно очевидно, что все вышеназванные причины – не только следствие невыполнения детьми правил дорожного движения, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения продиктовано самой жизнью.
Анализ результатов анкетирования педагогов по показал, что в работе по данному направлению имеютсянедостатки и упущения. А именно:
- Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД.
- Обращение к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка - транспортное средство (автомобиль, автобус,.); дорожка –проезжая часть, свет светофора – сигнал светофора и т. д.
- Использование веселые и смешные иллюстрации (комиксов).Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.
- Обучение по старым правилам. Например:
При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины,
посмотри направо.
Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.
По новому правило звучит так: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
На слайде будут представлены все неправильные правила – их 6 штук
- Уделяют излишне много времени изучению дорожных знаков, вовлекая детей в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами, о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов : «Пешеходный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка».
В процессе наблюдения за детьми выявили, что у наших воспитанников навыки осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города сформированы не достаточно, а именно
-дети не всегда следуют правилам поведения на улице, дорогах и в транспорте;
- не все дети могут отразить в играх разнообразные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице города;
- у детей не сформированы навыки контроля за своим поведением на улице, они мало считаются с опасностями на дороге.
Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 75% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 64% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Таким образом, чтобы повысить качество образовательного процесса и преодолеть затруднения, коллективом было принято решение посвятить этому одну из задач годового плана и решить проблемы через систему мероприятий с педагогами, детьми и родителями.
Определив проблемы, мы поставили цель работы: создание условий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на проезжей части города, во дворе и городском транспорте.
Для реализации поставленной цели были определеныследующие задачи:
-Создать оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- Повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- Формировать у дошкольников элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения;
- Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения;
- Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил дорожного движения всеми участниками образовательного процесса.
Решение данных задач, представляет целенаправленную и спланированную работу всего коллектива детского садав трех направлениях:
1. Методическое сопровождениепедагогов.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Взаимодействие с семьями.
В рамках методического сопровождения педагогов по данному направлениюбыли проведены:
- консультации на темы: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения», «Организация предметно - развивающей среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения»,«Формы и методы обучения детейбезопасному поведению на улице», «Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города»;
- семинар–практикум «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»;
- мастер-класс «Правила дорожные, верные надежные»;
- открытые просмотры НОД во всех возрастных группах;
- смотр-конкурс «Лучший уголок ОБЖ»;
-педагогический совет «Какие формы, методы и приемы наиболее эффективны в работе ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма?».
Правила дорожного движения едины для всех и для взрослых, и для детей. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на возраст детей. Поэтому главная задача воспитателей– доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.
В процессе обучения детей педагоги используют различные формы, методы и приемы:
• Тематические НОД;
• Различные виды игр;
• Беседы, минутки безопасности : «Наши друзья дорожные знаки», «Правила пешеходов и пассажиров», «Об истории транспорта», «Основные части улицы», «Светофор и его сигналы», «Пешеходный переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети» и др.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок;
• Досуги, праздники, развлечения: «Как Баба Яга знакомилась с правилами дорожного движения», «Светофорик на пешеходном переходе», игра – викторина «Юный пешеход», «Правила дорожного движения должен знать каждый» и др.
• Целевые прогулки к светофору, перекрестку, остановке– гдев реальной обстановке дети наблюдают за транспортом и пешеходами, знакомятся со знаками дорожного движения, обсуждают ситуации.
• Встречи с сотрудниками ГИБДД;
• Участие в социальных акциях,которые являются одной из эффективных форм взаимодействия всех участников дорожного движения :«Внимание дети!», «Водитель! Сохрани мне жизнь!».
• При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ПДД используем информационно-коммуникативные технологии. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге : Виды транспортных средств; Светофор, история его развития; Виды дорожных знаков и их назначение; Причины дорожно-транспортных происшествий.
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения, педагоги постарались создать необходимую развивающую предметно-пространственную среду. В каждой возрастной группе оборудован уголок по ПДД.
Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В уголках имеется:
- Наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
- Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино).
- Настольный макет перекрестка (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, костюмы).
- Детская художественная литература по дорожной тематике.
- Пособие и игры по обучению детей ПДД.
- Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.
Материалы уголка педагоги используют в НОД по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.
Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у детей авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Поэтому мы убеждаем родителей в том, что они прежде всего отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать – это быть хорошим примером для подражания.
С целью привлечения родителей к решению этой проблемы используем различные формы :
- Анкетирование;
- Беседы, консультации на темы: «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»,«Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды»;
- Памятки, буклеты, листовки – обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- Папки-передвижки, в которых содержится материал о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- Родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». На собраниях родителям рассказываем о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице;
- Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
- Мастер-классы: «Создание макета перекрестка», «Изготовление световозвращающего брелка своими руками»;
- Творческие выставки: «Дорога глазами детей», «Моя улица».
-Также родители принимают участие в создании социальных видеороликов о необходимости соблюдения ПДД.
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации игр в уголке по ПДД: дорожные знаки, жезл регулировщика, жилеты ДПС, лэпбуки, дидактические игры, макеты ит. д.
Проделанная работа имеет положительные результаты:
- Повысился профессиональный уровень педагогов в области обучения детей ПДД, улучшилось качество организации воспитательно-образовательного процесса
- повысился уровень знаний воспитанников: дети не только знают правила дорожного движения, согласно возрасту, но и применяют эти знания в жизни. Несчастные случаи с воспитанниками детского сада отсутствуют;
- во всех возрастных группах пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по ПДД;
- целенаправленная работа с семьей оказала положительное влияние на приобретение детьми знаний и получение навыков безопасного дорожного движения, родителистали активными участниками и помощниками в работе по данному направлению.
Работа на этом не заканчивается. В дальнейшем мы планируем продолжить реализацию поставленной цели и задач по данному направлению.