Екатерина Чипига
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Актуальность
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, рядом с автобусной остановкой, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на
рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.
Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями. Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Главная цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в
конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и
внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Опираясь на
результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной
среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость - например игровой центр по ПДД перестраивается в
автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др. ;
- полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются
знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов,
развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность
- безопасность
Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
За основу используется следующая методическая литература: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста; Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. сада; Шорыгина Т. А. Осторожные сказки и др. Так же разработан
Перспективный план обучения детей ПДД.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с
семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к
взаимодействию педагога с родителями. Веду большую работу по правилам
дорожного движения с родителями, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. В ДОУ была организованна выставка в холле детского сада безопасных маршрутов движения в детский сад; творческий конкурс среди детей, родителей, воспитателей на лучшую сказку, стихотворение по ПДД;
совместные занятия с родителями; тематическая экскурсия по городу в
сопровождении родителей «Безопасный город».
С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»;
экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей» с приглашением инспектора ГИБДД. Ведется инструктаж с родителями и воспитателями.
Для распространения опыта по обучению детей ПДД в нашем детском саду были проведены: музыкальный досуг «Красный, желтый, зелёный»; развлечения «Азбуку дорожную детям знать положено»; досуг на улице «Азбука нашего автогородка»; спортивное развлечения «Дорожная палитра».
Большое внимание уделяю работе с педагогическими кадрами ДОУ № 98
в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма,
провожу консультации, семинары-практикумы, «КВН безопасности».
Организую выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; регулярно проводятся смотры на лучшую группу в работе по ПДД.
Работа ДОУ № 98 по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма с учреждениями социумом.
Наша совместная работа предусматривает:
• отделение ГИБДД – составление и утверждение планов совместной работы по профилактике ДДТТ, просветительская работа среди детей и их родителей, предоставление наглядной информации о состоянии ДДТТ среди детей дошкольного возраста.
• СМИ - предоставление наглядной информации о состоянии ДДТТ среди детей дошкольного возраста; представление печатных и видеоматериалов по
организации работы по профилактике ДДТТ в образовательных учреждениях
города.
Обучение правилам дорожного движения с детьми проводятся не только на
специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по
образовательным областям:
Художественно- эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
Речевое развитие- использование стихов, рассказов, загадок;
Физическое развитие- использование подвижных игр, физкультминуток;
Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история
транспорта.
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми:
• Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;
• Различные виды ИЗО деятельности; Различные виды игр (дидактические,
сюжетно-ролевые, подвижные);
• Досуги, праздники, развлечения
• Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
• Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
• Беседы и разговоры по ПДД;
• Наблюдения за транспортом и пешеходами.
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия
психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих
технологий: релаксация; сказкотерапия; игротерапия; физкультминутки.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. Словесный: устное изложение, беседа, чтение художественных произведений, составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный: презентация собственных материалов и Интернет ресурсов, работа с иллюстрациями по теме; наблюдение
3. Практический: выполнение различных творческих работ по данной тематике, применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
Стараюсь строить ОД с учетом принципа интеграции, в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии: целостного развития ребенка- дошкольника как субъекта специфических видов деятельности; проектной деятельности; здоровьесберегающие; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
информационно-коммуникационные технологии.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок
– ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.
Мной были реализованы следующие проекты: «Маленький пешеход в городе», «Светофор – наш верный друг», «Безопасность детей на дорогах», «Автомобили буквально все заполонили».
Выводы:
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на
безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
И в заключении хотелось бы сказать следующее…
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня, поэтому, продолжая работать по данной теме, ставлю перед собой следующую задачу: составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.