Приложение МААМ

Опыт работы «Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников»

Елена Валерьевна Матвеева
Опыт работы «Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом,

Приучай его с детства заниматься трудом.

Чем он раньше познает как хлеб достается,

Тем полезнее будет ему в жизни потом.

В современном мире формирование общей культуры личности детей включает в себя и формирование экономических представлений о мире (познание денег, откуда они берутся, что можно или нельзя на них купить и т. п.).

Публикация «Опыт работы „Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников“» размещена в разделах

Главный инструмент обучения и воспитания в детском саду - игра. Одной из разновидностей игр является дидактическая игра. Благодаря ей ребёнок закрепляет информацию, полученную в повседневной жизни и на занятиях.

Актуальность

В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.

Финансовая грамотность представляет собой умение к управлению собственными доходами и расходами, принятие правильных решений по распределению денежных средств и грамотному их приумножению.

Таким образом, актуальность опыта работы заключается в том, чтобы посредством дидактических игр обучить детей элементарным основам финансовой грамотности, максимально полно использовать заинтересованность детей, чтобы войти в мир экономики, тем самым расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Цель

В дошкольных образовательных учреждениях сегодня уделяется внимание вопросу формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основной целью является создание условия для формирования представлений об основных экономических категориях как аспекта экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Проанализировать особенности дидактических игр, выстроить систему работы по их организации;

- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;

- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

- Расширять и систематизировать представления об элементарных экономических понятиях; бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие;

- Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- Помочь детям осознать значимость, важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;

- Привить любовь к трудовым усилиям;

- Формировать бережное отношение к труду взрослых.

Методы и приемы

В педагогической деятельности, направленной на формирование финансовой грамотности у дошкольников, основу составляют определенные методы и приемы: словесный (указания, пояснения, беседа, мотивация к выполнению задания, практический (самостоятельное выполнение детьми заданий, рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество, эвристический (развитие находчивости и активности, наглядный (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход игры, мотивационный (убеждение, поощрение, наблюдение за трудом взрослых, чтение художественной литературы.

Формы организации

В процессе изучения основ финансовой грамотности используются различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий. Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании новых знаний:

- Формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

- Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат.

- Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;

- Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.

- В процессе работы используются индивидуальные и групповые формы работы с детьми.

Содержание работы по формированию у дошкольников финансовой грамотности

Работая по данному направлению, был сделан вывод, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Поэтому именно игра взята как основной метод приобщения детей к миру финансов.

Работа по ознакомлению детей с миром экономики началась с одной игры, которая была приобретена в магазине. Игра называется «Купи слона». Детям было предложено сыграть в эту игру и выяснилось, что не все дети знают, что такое деньги и для чего они нужны. Поэтому было принято решение подобрать серию игр для детей дошкольного возраста по формированию финансовых представлений. Для этого были приобретены настольно - печатные игры разных отечественных производителей.

Опыт показал, что использованные в работе настольно- печатные игры способствовали закреплению приобретенных знаний, умений и навыков, личностному росту ребенка. Была изучена литература по данному вопросу, сделана подборка дидактических игр и все подобранные игры были объединены в единую картотеку. Некоторые игры из картотеки были изготовлены своими руками, чтобы пополнить развивающую среду.

Дидактические игры по финансовой грамотности используются в свободное от занятий время и по инициативе ребенка.

Дидактические игры вносятся в предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности. В условиях самостоятельной деятельности с дидактическими играми происходит процесс саморазвития личности. Однако, самостоятельная деятельность детей в ходе дидактической игры различна в разные возрастные периоды, что связано с возрастными и индивидуальными психофизическими возможностями дошкольников в овладении правилами игры.

Поэтому в раннем возрасте все игры направлены на формирование элементарных представлений о финансовой грамотности путем закрепления знаний основных цветов. Например, такие игры как «Разложи монетки по кошелькам», «Цветная копилка», «Деньги на прищепку». В среднем возрасте усложняются игры, а также правила к ним. Например, в игре «Где что продается» сначала дети просто классифицируют предметы по общим признакам, закрепляя знания о разновидностях торговых объектов. Затем задание усложняется: детям предлагается классифицировать предметы на скорость «Кто быстрее разложит». В работе также используются такие игры, как «Профессии», «Теневое лото», «Доходы-расходы», «Хочу-надо», «Собери продуктовую корзину», «Денежное дерево», «Найди пару», «Пазлы», «Мини-банк», «Что можно купить за деньги, что нельзя?».

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Дидактические игры могут быть разными по содержанию и видам: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.

Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно.

На первом этапе работы проводилась:

- Диагностика.

- Анализ содержания работы по формированию у детей финансовой грамотности, выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка.

- Подборка и систематизация материала по теме работы.

На втором этапе работы была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На первых ступенях направления «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

В младшей группе велось обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, и т. д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги. По этой теме проводилась игра «Надо» и «Хочу».

В средней группе была предложена игра «Что важнее?», в которой у детей дошкольного возраста формируются представления о потребностях человека и их видах (материальные, жизненно важные, духовные, социальные). Дети делятся на команды по 3-4 человека: каждая команда берет в произвольном порядке карточки. Затем распределяет их по группам по названию потребностей (жизненно важные потребности, материальные, не материальные и т. д.).

С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание - закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

Направление «Обмен и деньги»

Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например, одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В младшей и средней группе была подобрана художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, были разработаны картотеки пословиц и загадок. Через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, кредит. Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Закрепили полученные знания в игре «Давай поменяемся».

Следующим направлением в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности было знакомство с трудом и миром профессий. Основная цель – это знакомство ребят с миром профессии взрослых, с понятиями предмет труда и продукт труда, а также воспитание уважительного отношения к труду.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

Одна из игр «Профессии» для закрепления первичных представлений о разнообразии профессий представлена в методических рекомендациях к примерной парциальной программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработана Банком России. В этой игре расширяются представления детей о труде взрослых; дети знакомятся с многообразием профессий человека. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением профессии, на которой есть свободные цветные окошки для маленьких карточек с инструментами профессий. Все карточки с изображением инструментов профессий перемешиваются и в начале игры раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Для младших дошкольников количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.

Следующий шаг, в работе по формированию экономических знаний у дошкольников -это подведение детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь.

Отсюда и название направления «Экономика должна быть экономной».

В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить. Играя в «Строителей», акцентировали внимание дошкольников на том, как долго строили, и как неприятно, когда ломают и портят постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

Более простые дидактические игры, которые детям не интересны и не отвечают их потребностям, заменяются другими, более сложными и новыми.

Работа с родителями

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Работу с родителями строила на принципе открытости и тесном сотрудничестве. Провела анкетирование среди родителей своих воспитанников. Результаты анкетирования показали, что родители недостаточно компетентны в этом вопросе и нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Для активизации родителей использовались разные формы и методы. Было проведено родительское собрание во второй младшей группе «Деньги и дошкольники». Родители поддержали меня в выбранной мною теме и приняли активное участие в наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Накопленный опыт позволил мне определить направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников:

- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (беседы, целевые прогулки, личный пример трудолюбия, экономии).

- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Совместно с родителями создали в группе уголок финансовой грамотности, он содержит различные дидактические игры: «Денежка без сдачи», «Купи слона», «Денежка. Играем в магазин», «Играем в магазин. Деньги для кассы», а также игры, сделанные своими руками. Все эти игры позволяют закрепить у детей полученные ранее знания.

Результаты работы

Благодаря проделанной работе по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр были решены поставленные задачи. После проведенной работы прослеживается положительная динамика, у 83% детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по - новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.

Вывод

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников»
Опубликовано: 28 октября 2023 в 10:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валерьевна Матвеева (УИ 3159956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД