Елена Валерьевна Матвеева
Опыт работы «Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом,
Приучай его с детства заниматься трудом.
Чем он раньше познает как хлеб достается,
Тем полезнее будет ему в жизни потом.
В современном мире формирование общей культуры личности детей включает в себя и формирование экономических представлений о мире (познание денег, откуда они берутся, что можно или нельзя на них купить и т. п.).
Публикация «Опыт работы „Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Главный инструмент обучения и воспитания в детском саду - игра. Одной из разновидностей игр является дидактическая игра. Благодаря ей ребёнок закрепляет информацию, полученную в повседневной жизни и на занятиях.
Актуальность
В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.
Финансовая грамотность представляет собой умение к управлению собственными доходами и расходами, принятие правильных решений по распределению денежных средств и грамотному их приумножению.
Таким образом, актуальность опыта работы заключается в том, чтобы посредством дидактических игр обучить детей элементарным основам финансовой грамотности, максимально полно использовать заинтересованность детей, чтобы войти в мир экономики, тем самым расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Цель
В дошкольных образовательных учреждениях сегодня уделяется внимание вопросу формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основной целью является создание условия для формирования представлений об основных экономических категориях как аспекта экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Проанализировать особенности дидактических игр, выстроить систему работы по их организации;
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
- Расширять и систематизировать представления об элементарных экономических понятиях; бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие;
- Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- Помочь детям осознать значимость, важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- Привить любовь к трудовым усилиям;
- Формировать бережное отношение к труду взрослых.
Методы и приемы
В педагогической деятельности, направленной на формирование финансовой грамотности у дошкольников, основу составляют определенные методы и приемы: словесный (указания, пояснения, беседа, мотивация к выполнению задания, практический (самостоятельное выполнение детьми заданий, рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество, эвристический (развитие находчивости и активности, наглядный (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход игры, мотивационный (убеждение, поощрение, наблюдение за трудом взрослых, чтение художественной литературы.
Формы организации
В процессе изучения основ финансовой грамотности используются различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий. Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании новых знаний:
- Формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.
- Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат.
- Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;
- Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
- В процессе работы используются индивидуальные и групповые формы работы с детьми.
Содержание работы по формированию у дошкольников финансовой грамотности
Работая по данному направлению, был сделан вывод, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Поэтому именно игра взята как основной метод приобщения детей к миру финансов.
Работа по ознакомлению детей с миром экономики началась с одной игры, которая была приобретена в магазине. Игра называется «Купи слона». Детям было предложено сыграть в эту игру и выяснилось, что не все дети знают, что такое деньги и для чего они нужны. Поэтому было принято решение подобрать серию игр для детей дошкольного возраста по формированию финансовых представлений. Для этого были приобретены настольно - печатные игры разных отечественных производителей.
Опыт показал, что использованные в работе настольно- печатные игры способствовали закреплению приобретенных знаний, умений и навыков, личностному росту ребенка. Была изучена литература по данному вопросу, сделана подборка дидактических игр и все подобранные игры были объединены в единую картотеку. Некоторые игры из картотеки были изготовлены своими руками, чтобы пополнить развивающую среду.
Дидактические игры по финансовой грамотности используются в свободное от занятий время и по инициативе ребенка.
Дидактические игры вносятся в предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности. В условиях самостоятельной деятельности с дидактическими играми происходит процесс саморазвития личности. Однако, самостоятельная деятельность детей в ходе дидактической игры различна в разные возрастные периоды, что связано с возрастными и индивидуальными психофизическими возможностями дошкольников в овладении правилами игры.
Поэтому в раннем возрасте все игры направлены на формирование элементарных представлений о финансовой грамотности путем закрепления знаний основных цветов. Например, такие игры как «Разложи монетки по кошелькам», «Цветная копилка», «Деньги на прищепку». В среднем возрасте усложняются игры, а также правила к ним. Например, в игре «Где что продается» сначала дети просто классифицируют предметы по общим признакам, закрепляя знания о разновидностях торговых объектов. Затем задание усложняется: детям предлагается классифицировать предметы на скорость «Кто быстрее разложит». В работе также используются такие игры, как «Профессии», «Теневое лото», «Доходы-расходы», «Хочу-надо», «Собери продуктовую корзину», «Денежное дерево», «Найди пару», «Пазлы», «Мини-банк», «Что можно купить за деньги, что нельзя?».
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Дидактические игры могут быть разными по содержанию и видам: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.
Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно.
На первом этапе работы проводилась:
- Диагностика.
- Анализ содержания работы по формированию у детей финансовой грамотности, выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка.
- Подборка и систематизация материала по теме работы.
На втором этапе работы была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На первых ступенях направления «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.
В младшей группе велось обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, и т. д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги. По этой теме проводилась игра «Надо» и «Хочу».
В средней группе была предложена игра «Что важнее?», в которой у детей дошкольного возраста формируются представления о потребностях человека и их видах (материальные, жизненно важные, духовные, социальные). Дети делятся на команды по 3-4 человека: каждая команда берет в произвольном порядке карточки. Затем распределяет их по группам по названию потребностей (жизненно важные потребности, материальные, не материальные и т. д.).
С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание - закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Направление «Обмен и деньги»
Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например, одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В младшей и средней группе была подобрана художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, были разработаны картотеки пословиц и загадок. Через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, кредит. Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Закрепили полученные знания в игре «Давай поменяемся».
Следующим направлением в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности было знакомство с трудом и миром профессий. Основная цель – это знакомство ребят с миром профессии взрослых, с понятиями предмет труда и продукт труда, а также воспитание уважительного отношения к труду.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
Одна из игр «Профессии» для закрепления первичных представлений о разнообразии профессий представлена в методических рекомендациях к примерной парциальной программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработана Банком России. В этой игре расширяются представления детей о труде взрослых; дети знакомятся с многообразием профессий человека. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением профессии, на которой есть свободные цветные окошки для маленьких карточек с инструментами профессий. Все карточки с изображением инструментов профессий перемешиваются и в начале игры раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Для младших дошкольников количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.
Следующий шаг, в работе по формированию экономических знаний у дошкольников -это подведение детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь.
Отсюда и название направления «Экономика должна быть экономной».
В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить. Играя в «Строителей», акцентировали внимание дошкольников на том, как долго строили, и как неприятно, когда ломают и портят постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.
Более простые дидактические игры, которые детям не интересны и не отвечают их потребностям, заменяются другими, более сложными и новыми.
Работа с родителями
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Работу с родителями строила на принципе открытости и тесном сотрудничестве. Провела анкетирование среди родителей своих воспитанников. Результаты анкетирования показали, что родители недостаточно компетентны в этом вопросе и нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Для активизации родителей использовались разные формы и методы. Было проведено родительское собрание во второй младшей группе «Деньги и дошкольники». Родители поддержали меня в выбранной мною теме и приняли активное участие в наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Накопленный опыт позволил мне определить направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников:
- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (беседы, целевые прогулки, личный пример трудолюбия, экономии).
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Совместно с родителями создали в группе уголок финансовой грамотности, он содержит различные дидактические игры: «Денежка без сдачи», «Купи слона», «Денежка. Играем в магазин», «Играем в магазин. Деньги для кассы», а также игры, сделанные своими руками. Все эти игры позволяют закрепить у детей полученные ранее знания.
Результаты работы
Благодаря проделанной работе по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр были решены поставленные задачи. После проведенной работы прослеживается положительная динамика, у 83% детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по - новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Вывод
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.