Сироткина Юлия
Опыт работы музыкального руководителя
Опыт работы музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 29» «Яблонька» Сироткиной Юлии Константиновны.
Наверное, вы все со мной согласитесь, что дошкольный возраст — самый благоприятный период для того, чтобы начать развивать музыкальные способности детей. Музыка в повседневной жизни детей должна звучать во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку из повседневной жизни ребенка. Современное музыкальное воспитание с учетом ФГОС подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. Также музыкальная деятельность должна оказывать воздействие на общее развитие: формировать эмоциональную сферу, совершенствовать мышление, воспитывать чуткость к красоте в искусстве и жизни, так как от того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит его дальнейшее полноценное развитие. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя» размещена в разделах
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей в широком спектре современных технологий.
В своей работе использую современные музыкально-педагогические технологии :
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии – валеологические песни-распевки, дыхательная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые, речевые игры, музыкотерапия;
• коммуникативные танцы;
• ритмодекламация;
• сказкотерапия и другие.
Использование ИКТ на музыкальных занятиях, досугах, тематических занятиях, утренниках и т. д. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, развитие творческих способностей. ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как источник обучающей информации, наглядное пособие, средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение; средство подготовки выступлений. (Слайд)
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе ДОУ. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще 1000 лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века прошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье-сберегающих технологий: (Слайд)
Валеологические песни-распевки – (с них начинаются все музыкальные занятия) несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимающая настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливающая голос к пению.
Дыхательная гимнастика – периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Мы включаем упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой, в результате которых повышаются показатели диагностики дыхательной системы и развития певческих способностей детей.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачи установили – нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Благодаря этому ручки детей подготавливаются к рисованию и письму.
Речевые игры – позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения… Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх Боровик или Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Итогом становится развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересы. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Коммуникативные танцы – несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. Невербальное общение это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, прикосновения и передающие образное и эмоциональное содержание.
Ритмодекламация - это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Сказкотерапия - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл. С 5 лет ребё нка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми : розыгрыш сказки в лицах.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях ИКТ обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.