Диана Романенко
Опыт работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к слайдам.
1слайд – Я- Романенко Диана Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 51 «Мотылек».
Актуальность
- в настоящее время образование детей является преимущественно обучающим, а не воспитывающим - дети много знают, но не могут эмоционально реагировать на происходящее, не способны сопереживать, восхищаться, удивляться; не умеют выразить свои чувства и понять состояние и эмоции другого человека
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя» размещена в разделах
-у детей наблюдается множество психологических проблем, влияющих на успешную адаптацию в обществе (либо развязность и суетливость, либо заторможенность и страхи).
2 слайд В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования основные задачи раздела «Музыкальная деятельность» образовательной области «Художественно-эстетического развитие» представлены на экране.
3 слайд
Учитывая все сказанное меня, как музыкального руководителя, привлекла театрализованная деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность - самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой; помогает детям преодолевать свои комплексы, развивает их творческие способности (актерские, музыкальные, танцевальные). В ней каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей.
4 слайд
Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию.
Составляющие этой деятельности вы видите на экране.
-восприятие музыки,
-песенно-игровое творчество,
-пластическое интонирование,
-инструментальное музицирование,
-художественное слово,
-театрализованные игры,
-сценическое действие с единым художественным замыслом.
-имитирование на музыкальных инструментах;
-песенное и танцевальное творчество детей;
-проведение праздников и развлечений
5 слайд В своей работе я использую следующие формы муз. -театрализованной деятельности (Инсценировка песен, Драматизация, Развлечения, Фольклорные праздники, Сказки и театрализованные представления) .
6 слайд Для осуществления музыкально – театрализованной деятельности в ДОУ была создана соответствующая развивающая среда: имеется необходимое техническое и дидактическое оборудование, отвечающее современным требованиям: музыкальный центр, микрофон, набор дисков с записями музыки различных жанров, детских песен, мультимедиа, презентации; музыкальные инструменты, дидактические пособия, ширма, костюмы, шапочки и атрибуты для театрализации; различные виды театра: бибабо, пальчиковый, настольный театр и др. Был разработан тематический план театрализованных занятий.
7 слайд - В группах также имеются музыкальные и театральные уголки.
8 слайд – В процессе музыкально – театрализованной деятельности использую различные методы и приемы.
9 слайд – Анализ первичной диагностики с детьми выявил проблему: 55% детей испытывают очень серьезные затруднения в передаче образа или эмоции героя, много зажатости и комплексов по поводу своей музыкальности. Есть дети, которым нужна четкость и организованность, им очень сложно находиться в процессе работы над спектаклем.
Для решения проблемы я стала изучать методическую литературу и нашла не сложный, но очень интересный прием «Драмогерменевтический», автором которого является Вечеслав Михайлович Букатов (доктор педагогических наук, театральный педагог).
10 слайд - В переводе с греческого drama — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, драмогерменевтика — это "толкование через действие".
Этот подход позволяет строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывало его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Драмогерменевтический подход к обучению детей дошкольного возраста обеспечивает такое построение педагогического мероприятия при котором все воспитанники активны, деятельны, "обращены" не к педагогу, а друг к другу. Достигается это за счет игровой формы заданий и организацией детей в небольшие рабочие подгруппы. В каждой из них дети на протяжении всего мероприятия меняются ролями друг с другом и месторасположением в "малой группе". При таком подходе к обучению образовательная деятельность проводится, как и должно быть у дошкольников, более естественным образом, а значит без вреда для их психического и физиологического здоровья.
Данный приём я использую на занятиях при объяснении новых действий или понятий. Приведу пример, как мы со старшими дошкольниками озвучивали сказку «Трусливый заяц» Виктора Шамонина – Версенева.
На первом занятии познакомила детей со сказкой, используя музыкальные иллюстрации. На втором занятии детям предложила распределиться на подгруппы, учитывая дружеские отношения, каждая группа детей объединилась вокруг столика с различными музыкальными инструментами, (в том числе и с нетрадиционными). В центре каждого стола лежали картинки, изображающие героев сказки. Задача детей была подобрать музыкальные инструменты для озвучивания героев сказки и некоторых действий (шаги, шорох в кустах, кваканье лягушек). Моя задача, ка педагога, состояла в руководстве процессом выбора инструментов, соблюдения правил поведения и относительной тишины.
Дети методом экспериментирования выбирали соответствующие музыкальные инструменты. На занятии задействован был каждый ребёнок, изначально музыкальный инструмент не был подобран ими точно, но главное дети действовали, сравнивали и анализировали. На последующих занятиях у детей было единодушное мнение, что соответствующего героя можно изобразить с помощью определенного инструмента. И сейчас я покажу, что у нас получилось.
11 слайд ВИДЕО
Приведу еще один пример, как данный прием применила в слушании. На 1 занятии прослушали пьесу «Баба Яга» П. И. Чайковского, на 2 занятии просмотрели небольшой мультфильм с музыкальным оформлением под названием «Баба Яга». На последующем занятии дети были поделены на группы, и перед ними была поставлена задача: придумать, а потом показать свою историю, которая произошла с Бабой Ягой. Три раза звучала музыка, пока ребята придумывали свою историю. При показе образа дети самостоятельно использовали весь свой музыкально - ритмический репертуар, накопленный годами.
12 слайд - Применяя драмогерменевтический прием в своей работе я пришла к выводу : дети самостоятельно осваивают предлагаемый педагогом материал без принуждения со стороны взрослого, без предложения готового решения, в игровой форме и с более углубленной степенью понимают материал.
В конце года выявлены положительные результаты, о чем свидетельствуют данные повторной диагностики, которую видите на экране.
75% способны различать настроение, переживание, эмоциональное состояние, характер персонажей.
78% научились импровизировать и передавать образ и характер героя музыкального произведения.
13 слайд – Данный прием я применила в одном из видов музыкальной деятельности – слушании. В будущем планирую использовать этот прием в другом виде музыкальной деятельности - пении.
Цель моей работы : Формирование личности ребёнка средствами музыкального – театрального искусства. Основными задачами в своей работе по музыкальному воспитанию
Задачи:
1. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку.
2. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.
3. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей.
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
6. Снимать зажатость и скованность.
7. Пополнить и активизировать словарь детей, познакомить детей с основными театральными терминами.
8. Создать условия для развития творческой активности детей.
«Драмогерменевтика как педагогическое направление предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе — лозунг, обращенный и к ученикам, и к учителю.»
В. М. Букатов
использовании драмогерменевтики во время слушания музыки в детском саду… Но как использовать этот приём в остальных видах музыкальной деятельности?
Драмогерменевтический подход к обучению детей дошкольного возраста обеспечивает такое построение педагогического мероприятия при котором все воспитанники активны, деятельны, "обращены" не к педагогу, а друг к другу. Достигается это за счет игровой формы заданий и организацией детей в небольшие рабочие подгруппы. В каждой из них дети на протяжении всего мероприятия меняются ролями друг с другом и месторасположением в "малой группе". При таком подходе к обучению образовательная деятельность проводится, как и должно быть у дошкольников, более естественным образом, а значит без вреда для их психического и физиологического здоровья.
Драмогерменевтике нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в тех или иных источниках. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, выразительностью речи и движений, в пробуждении и взращивании лучших качеств доверенных педагогу детей.
Конечно, для детей младшего возраста эти приёмы не подойдут, но в старшей и подготовительной группе они дают весьма ощутимые положительные результаты!
В каждой из них дети на протяжении всего занятия меняются ролями друг с другом и месторасположением в «малой группе». При таком подходе к обучению непосредственно образовательная деятельность детей происходит, как и должно быть у дошкольников, более естественным образом, а значит без вреда для их психологического здоровья.
Приведу пример. Детям подготовительной группы на музыкальном занятии было предложено послушать пьесу «Баба Яга» П. И. Чайковского, затем было предложено просмотреть небольшой мультфильм с музыкальным оформлением, под названием «Баба Яга». После того, как дети запомнили музыку, я предложила поиграть. С помощью фишек разного цвета дети поделились на три группы. Понятно, что деление получилось произвольным. Маленьким группкам было предложено придумать, а потом показать историю, которая произошла с Бабой Ягой. История должна длиться столько, сколько звучит музыка. Время на обдумывание и репетицию небольшое. Оно равно трём определё нным периодам: три раза звучит музыка, пока дети придумывают свою историю, репетируют и показывают её. Работа закипела. Все принимали в ней самое активное участие, никто не остался в стороне сидеть и смотреть, как другие творят.
Нужно заметить, что и во время подготовки и придумывания истории, и во время показа дети были необыкновенно сосредоточены, внимательно слушали музыку и были дружелюбны друг с другом. Во время показа они очень старались, не у всех получилось закончить историю одновременно с окончанием музыки, и это отметили другие группы. Но похвалили, конечно, всех.
Необходимо отметить, что на занятии кроме слушания музыки, дети самостоятельно использовали весь свой музыкально-ритмический арсенал, который годами накапливался и не мог найти своего применения. В маленький музыкальный спектакль дети умудрялись вместить и образ, и танец, и сам сюжет. Особенно понравилось ставить «чужой спектакль». Играть придуманную друзьями историю оказалось легче, чем придумывать свою. На занятии дети самостоятельно открыли для себя новые профессии: режиссер, сценарист, драматург.