Путря Ольга Сергеевна
Опыт работы «Использования интерактивного метода «Сторителлинг» в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Психолого – педагогические исследования в педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями мыслительной и речевой деятельности.
Выявляются типичные проблемы:
- Бедность речи : недостаточный словарный запас
Публикация «Опыт работы „Использования интерактивного метода „Сторителлинг“ в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений (так называемая ситуативная речь)
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
-пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказа по картинкам отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия
Диагностика речевого развития моих воспитанников - детей среднего возраста - подтвердила эти проблемы, в связи с чем передо мной встала задача в правильном выборе педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали мне возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами работы по речевому развитию на помощь приходят нетрадиционные. Я обратила своё внимание на новый интерактивный метод сторителлинг.
Термин сторителлинг с английского переводится, как «рассказывание» или «сказительство»
Технику сторителлинг придумал и успешно опробировал на личном опыте человек далекий от педагогики - глава крупнейшей корпорации Дэвид Армстронг для продвижения бизнеса. В качестве примера сторителлинга можно привести рекламу. Ненавязчиво, но убедительно воздействует на наше сознание и дальнейшие поступки.
Цель моей работы : развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг
Задачи представлены на слайде
В педагогике сторителлинг – это современная технология, которая предполагает использование историй для повышения эффективности процесса обучения. Существует два основных вида педагогического сторителлинга, который применим в дошкольном образовании-это классический и активный.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Наверное, каждый замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Стоит только произнести фразу: «Однажды со мной произошёл такой случай…», или «Хочу вам рассказать, как когда-то я….», и сразу же это привлекает внимание детей.
Такой прием чаще всего применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
В активном сторителлинге задается канва (история событий), определяются ее цель и задачи. Дети активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания истории ими самими.
Структура истории такова :
1. Вступление. Дети входят в ситуацию и знакомятся с героем
-Ребята, я хочу поделиться с вами историей, которая произошла, когда я возвращалась домой. У подъезда своего дома я заметила серый комочек. Когда я подошла поближе, то увидела, что это маленький котенок, который дрожал от холода».
Как вы думаете, как он мог оказаться один в незнакомом месте и что теперь с ним делать?
Перед детьми ставится цель и задачи
2. Дальше идет развитие событий – дети погружаются в историю для решения проблемы, в которой оказался герой. Рассказ имеет продолжение до тех пор, пока не наступит кульминация. Это тот момент, где появляется решение поставленной проблемы
4. Краткое заключение. Как в басне мораль. Подытоживает рассказ одним предложением.
В качестве средств для активного сторителлинга могут выступать сюжетные или предметные картинки, мультимедийные презентации
Использование технологии «сторителлинг» в работе по развитию речи детей позволило мне достичь положительных результатов.
Большинство детей стали лучше осознавать структуру своего связного высказывания (есть начало, середина и конец, научились отвечать полными предложениями. с желанием вступают в диалог. Активный словарь дошкольников значительно увеличился, им нравится использовать в речи новые слова. Дети с удовольствием обсуждают сочиненные истории.
Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию один из видов активного сторителлинга «Кубики историй», который я стала использовать в этом учебном году с детьми старшего дошкольного возраста. Это довольно сложный вид, поскольку сюжетную линию детям приходится выстраивать самим
Как известно, кубик имеет 6 сторон. На каждую сторону кубика прикрепляется картинка - часть истории героя. Дети по очереди бросают кубик и рассказывают придуманную ими самими историю в соответствии с изображением. Если мы работаем с группой детей, то кубиков с продолжением истории должно быть несколько, чтобы каждый ребенок мог рассказать свою часть истории.
«Кубики историй» можно использовать на индивидуальных занятиях:
опираясь на изображения сторон кубика, ребенок рассказывает всю историю сам.
-на подгрупповых занятиях
Сам прием может быть использован в любом месте и в любое время. Он эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику
Технология «Сторителлинг» открыла для меня уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, дала толчок к формированию связной речи дошкольников, способствовала развитию их воображения, внимания и памяти.