Наталья Леонидовна Яковлева
Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.
Уважаемые коллеги! Обучение малышей устному счету и азам математики лучше всего вести в игровой форме, используя для этого разнообразные системы и методы раннего развития. Они должны быть простыми, наглядными и увлекательными, чтобы у детей формировался устойчивый познавательный интерес к миру чисел. Очень хороший результат дает дидактическая методика развития математических способностей с использованием специальных счетных палочек Кюизенера. Ее успешно применяют в центрах раннего развития, дошкольных и школьных учреждениях, однако родители также могут освоить методику и использовать ее в домашнем обучении.
Публикация «Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Содержание:
Что такое палочки Кюизенера и для чего они нужны
Кто придумал методику
Для какого возраста подходят палочки Кюизенера
Варианты использования в обучающем процессе
Что такое палочки Кюизенера и для чего они нужны
Счетные палочки Кюизенера представляют собой цветные брусочки из дерева или пластика. Они символизируют числа от одного до десяти, поэтому окрашены в 10 разных цветов, а также отличаются по размеру. Самая маленькая палочка – белая, каждая следующая – длиннее предыдущей и отличается по цвету. Вторая по длине палочка – розовая, третья – голубая, четвертая – красная, пятая – желтая и так далее.
Производители выпускают наборы, в которые входит от 116 до 241 счетных палочек, также в комплектах есть цифры и математические знаки. Их можно использовать для обучения малышей, старших дошкольников, детей младшего школьного возраста.
Счетные палочки Кюизенера решают сразу несколько задач:
изучение цифр и чисел в игровом формате;
формирование представлений о цветах и размерах;
стимулирование мелкой моторики;
развитие навыков логического мышления, пространственного воображения;
активизация творческо-интеллектуальных способностей.
Палочки Кюизенера можно комбинировать с любыми другими счетными материалами и математическими пособиями. В этом плане они представляют собой универсальный развивающий материал, могут служить основой для самых разных математических и логических заданий и упражнений.
Кто придумал методику
Автором счетных брусочков и дидактической методики является знаменитый бельгийский педагог Джордж Кюизенер. Он был учителем начальной школы и всячески стремился облегчить и упростить процесс обучения детей математике.
Наблюдая за учениками, Кюизенер заметил, что дети намного легче усваивают отвлеченные математические понятия и правила, если могут проводить вычисления с помощью осязаемых предметов – счетных палочек разного цвета и длины. В своей работе он использовал игровые принципы, что позволяло поддерживать у школьников интерес к учебе и к миру математики.
Джордж Кюизенер не просто придумал счетные брусочки, а разработал подробные методики их использования и описал их в своей книге. Это большой комплекс игровых упражнений, которые помогают ребенку знакомиться с цифрами, числами, арифметическими действиями.
Не стоит путать палочки Кюизенера с наборами Дьенеша. Этот венгерский математик является автором игровых подходов к раннему математическому развитиь детей. Для обучения счету Золтан Дьенеш также использовал цветные блоки, но они отличались не только цветом и длиной, а формой и толщиной.
Для какого возраста подходят палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера рекомендуется использовать в работе с детьми от трех до восьми-девяти лет. С малышами двух лет также можно пользоваться счетными брусочками, но только под присмотром взрослых, поскольку мелкие элементы могут нанести вред здоровью. Детям в возрасте одного-двух лет лучше предложить кубики, пирамидки с кольцами, сортеры, вкладыши и другие безопасные игрушки.
Варианты использования в обучающем процессе
Счетные палочки Кюизенера могут стать основой для самых разных заданий и упражнений. Выбор игр зависит от возрастной категории и уровня подготовленности ребенка.
Самым маленьким можно предложить задания на:
разделение понятий «один» и «много»;
раскладывание брусочков по цветам в заданной последовательности;
выкладывание дорожек, лесенок и лабиринтов из палочек определенных цветов или длины;
С малышами трех-четырех лет можно выкладывать фигуры из цветных элементов по готовой схеме. К примеру, домик, башню, цветок, грузовик, верблюда, робота. Подобные задания есть во многих методических пособиях
Счетные палочки и методика Кюизенера наиболее востребована в работе с дошкольниками пяти-шести лет, которые готовятся к школе. При работе с брусочками малыши учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться, что пригодится им на уроках. Занятия строятся в игровой форме, для решения задач детям приходится задействовать логику, воображение, творческое мышление.
Палочки Кюизенера помогают дошкольникам освоить устный порядковый и количественный счет, выучить понятие длины и ширины, горизонтали и вертикали, научиться сравнивать предметы по длине и количеству. С их помощью дети могут изучить понятия больше, меньше и столько же, освоить сложение и вычитание, закрепить знания о геометрических фигурах.
Для работы с палочками Кюизенера предлагается множество дидактических пособий, альбомов и развивающих игр. Они рассчитаны на разный детский возраст, задания усложняются по мере взросления ребенка. С помощью счетных брусочков можно сделать процесс обучение веселым и увлекательным.
Счетные палочки можно использовать для развития навыков конструирования, пространственной ориентации и воображения. Для этого предложите ребенку тему и попросите придумать и выложить рисунок из палочек. Не ограничивайте детскую фантазию и не критикуйте малыша, чтобы он не потерял интерес к рисованию.
Благодарю за внимание!