МААМ-картинки

Опыт работы «ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори»

Потапова Ирина Викторовна
Опыт работы «ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Условия возникновения, становления опыта

Работая много лет в детском саду, мной было замечено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности дошкольников. В процессе поиска новых форм развития познавательной активности дошкольников, обусловленного введением новых ФГОС ДОУ, я открыла для себя технологию, которая, по-моему, как нельзя лучше подходит для данной работы. Этой технологией является технология М. Монтессори. Я предположила, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Публикация «Опыт работы „ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М, Монтессори“» размещена в разделах

4-5слайд

2. Актуальность опыта

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, с теоретической и практической точек зрения, все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению.

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Пять лет назад наш детский сад стал инновационной площадкой для стартовавшего тогда областного проекта «Внедрение педагогики М. Монтессори». В детский сад были завезены материалы М. Монтессори. Началась работа прежде всего по самообразованию. Я стала участником областного научно-практического семинара «Монтессори - образование для детей от 3 до 6+ лет. Практическая жизнь» с участием Могилевой Веры Николаевны, кандидата психологических наук,доцента ВГПУ. генерального директора детского Монтессори –центра «АЛИСА» (г. Воронеж, а также принимала участие в областном конкурсе «Вслед за Марией Монтессори»

Поэтому я посчитала нужным, что для более эффективного процесса формирования математических представлений, необходимо включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

6слайд

3. Ведущая педагогическая идея

Включение в процесс обучения элементов педагогической системы М. Монтессори позволяет так организовать познавательный процесс, при котором обучающиеся приобретают знания, умения и опыт, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность. Дети учатся в процессе обучения планировать и выполнять постепенно усложняющиеся практические занятия, а также на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовольствие от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта – создание условий, дающих детям возможность самостоятельно добывать знания при решении практических задач через познавательную деятельность.

7 слайд 4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение 5 лет. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор дидактического материала и выявление уровня сформированности познавательной деятельности старших дошкольников.

На формирующем этапе была проведена практическая работа по организации познавательной деятельности в процессе обучения и развития старших дошкольников.

На заключительном этапе – диагностика.

8 слайд

5. Диапазон опыта

Элементы технологии М. Монтессори я использую во всех образовательных ситуациях с воспитанниками, что позволяет мне повысить возможности усвоения математических представлений, а также поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом.

Для обеспечения наибольшей результативности по развитию познавательной активности детей работа мной организуется в двух основных направлениях образовательного процесса:

1. Совместная познавательная деятельность детей и воспитателя (организация НОД по образовательной области «Познание» с использованием элементов системы М. Монтессори, 1 раз в неделю в 1 половине дня).

2. Игровая познавательная деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения с элементами М. Монтессори, 2 раза в неделю).

9 слайд Цель и задачи:

Цель: повысить возможности усвоения математических представлений, а также поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом, оптимальное развитие каждого ребенка.

Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериализация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие активности и инициативности детей;

9. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

10 слайд 6. Теоретическая база опыта

Педагогическая технология Монтессори, являющаяся одной из наиболее известных и распространенных образовательных программ в зарубежном дошкольном и школьном образовании, возникла в результате многолетних исследований и является сочетанием методики и философии. При правильном применении она способна решить многие проблемы, остро стоящие в современном образовании.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, за основу разработки моего педагогического опыта я брала методические разработки М. Монтессори, Г. В. Брыжинской, Н. К. Федаевой, И. А. Помораевой, В. А. Позиной, которые в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии детям дошкольного возраста.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо соответствующим образом обустроить пространство, окружающее ребенка и оказывать профессиональную поддержку в освоении этого пространства.

11 слайд 7. Новизна опыта

Включение в процесс обучения по формированию элементарных математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактических игр и упражнений, содержащих элементы самоконтроля.

12 слайд 8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен творческим педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Задания можно использовать как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности, а также в ходе индивидуальной работы с детьми. Они способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

РАЗДЕЛ II

13 слайд Технология описания опыта

Какова же технология опыта

Для обеспечения наибольшей результативности по развитию познавательной активности детей работа мной организуется, как я уже и говорила, в двух основных направлениях образовательного процесса:

1. Совместная познавательная деятельность детей и воспитателя (организация НОД по образовательной области «Познание» с использованием элементов системы М. Монтессори, 1 раз в неделю в 1 половине дня).

2. Игровая познавательная деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения с элементами М. Монтессори, 2 раза в неделю).

Для удобства материал разделён на «блоки» : назвать только блоки!

14-15 слайд

Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

Блок «Формирование у детей представлений о величине и измерении величин» : дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.

В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

Заключительный блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально творческих задач и моделирования.

16 17 слайд Пути осуществления

Предметно – развивающая среда - «Создаем условия».

16 слайд Педагогическая технология М. Монтессори строится на идее детского впитывающего сознания. Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т. д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения.

17 слайд Ребёнок в работе по Монтессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения воспитателя, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребёнку в процессе самообучения. Педагог же доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.

18 слайд Все математические материалы можно разделить на три основные группы;

• введение в мир чисел от 0 до 10;

• введение в десятичную систему;

• освоение последовательного счета; освоение арифметических операций с однозначными числами;

19 слайд Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа. В первую группу входят следующие материалы: счетные палочки; шершавые цифры на дощечках; счетные штанги и числа; материал «числа и чипсы» служит для проверки умения ребёнка считать до 10, знания чисел, а также знакомится с идеей чётных и нечётных чисел. Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.

20 слайд Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами и четырьмя основными арифметическими действиями с ними: сложением, вычитанием, умножением и делением. Материалы этой группы дают ребёнку возможность понять, какова структура многозначных чисел, что такое разряд числа и как происходит переход из одного раздела в другой в ходе арифметических действий.

Знаменитый «золотой материал» Монтессори из золотистых бусин позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощупать форму и даже вес таких количеств, как нескольких единиц, несколько десятков, сотен или тысяч бусин.

Материалы третьей группы служат для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Третья группа включает в себя стержни с бусинами для введения количеств 11-19. на этом материале ребёнок знакомится с количествами 11-19 и учится последовательно считать до 19.

Доска Сегена 1: Ребёнок учится сопоставлять количество и число от 11 до 19. количества представлены при помощи стержней из «золотых» и цветных бусин.

Доска Сегена 2: Предназначена для запоминания названий двузначных чисел и сопоставления их с количеством от 11 до99.

Монтессори – материалы составлены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, а «золотой» материал помогает представить единицу-точку, десяток - прямую, сотню - квадрат десяти, тысячу - куб десяти. Вычисление площадей и объёмов, возведение в степень и извлечение корня становится доступным действиями для пяти - шестилетних детей.

21 слайд

«Развиваем потенциал»

В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.

Познание количественных и числовых отношений - длительный процесс. Ребенок дошкольного возраста активно осваивает числа в ситуациях непосредственного использования результатов счета, сравнения в значимых для него видах деятельности: игре, выполнении аппликаций, играх-экспериментированиях с водой и песком.

Постепенное осознание числа как показателя количества состоит в «узнавании» количества без счета; отнесении числа к количеству на основе сосчитывания, использовании ряда чисел на основе выделения отношений между ними. Многое из этого осваивается ребенком путем подражания действиям и речи взрослого, старшего ребенка в семье.

Какими же средствами достигается формирование у детей количественных представлений:

22 слайд Средства реализции:

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей);

- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные отношения;

- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

- задачи в стихотворной форме, задачи – шутки;

- математические игры.

23 слайд Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин

У детей дошкольного возраста представление о величине формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и обследования конкретных видов протяженности с использованием слов, обозначающих протяженность и действие. Также следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечивает развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения.

Что включает в себя формирование представлений о величине предметов и измерении величин?

- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;

- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры. Учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;

- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.

Средства реализации:

- игры, в которых моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

24 слайд Формирование у детей геометрических представлений

С целью развития у детей дошкольного возраста представлений о формах я стараюсь поощрять их стремление к аналитическому восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.

- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар. Знакомство с пирамидой и многоугольником;

- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);

- подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

Средства реализации:

- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходств фигур («Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?». «Какая фигура здесь лишняя?»;

- обучение решению задач на смекалку (головоломки). Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества;

- задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

25 слайд Формирование у детей пространственных представлений

В образовательном процессе развитие пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве интегрируется с другими видами деятельности: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т. д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием

Средства реализации:

- лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки ( например:«Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

- математические игры.

26 слайд III. Результативность опыта

С целью определения уровня развития познавательной активности мною было проведено наблюдение за детьми, длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в разные виды деятельности.

Показатели уровня сформированности элементарных математических представлений детей старшей разновозрастной группы по результатам наблюдения:

-Низкий уровень развития познавательной активности не наблюдался;

-Средний уровень развития познавательной активности наблюдался 72%, что примерно составляет 8 детей;

-Высокий уровень развития самостоятельности наблюдался у 28%, что примерно составляет 4 детей

В результате использования элементов пед. Системы М. Монтессори в процесс формирования математических представлений было достигнуто прочное осмысленное усвоение математических знаний детьми. Дошкольники не только вычленяют, называют, сравнивают и группируют многочисленные предметы по разным основаниям, т. е. оперируют полученными знаниями, но и используют их при решении новых проблем. Это становится возможным благодаря тому, что реализация дидактических задач способствует переходу детей от наглядного к более абстрактному мышлению, развитию их познавательной активности и дифференцировке мыслительных операции.

Учебные задания отвечают интересам и собственному опыту детей, побуждают их к экспериментированию с изученным материалом. Отмеченные успехи в развитии детей подтверждают правильность выбора и составления обучающих игр, приобретенные навыки дети научились переносить в бытовые и игровые ситуации.

.

А лично для меня внедрение данного пед. Опыта в учебно-воспитательный процесс послужило повышением моей проф. Компетенции и мастерства.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори»
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 21:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори»» (включая файлы) размещена пользователем Потапова Ирина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД