Потапова Ирина Викторовна
Опыт работы «ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Условия возникновения, становления опыта
Работая много лет в детском саду, мной было замечено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности дошкольников. В процессе поиска новых форм развития познавательной активности дошкольников, обусловленного введением новых ФГОС ДОУ, я открыла для себя технологию, которая, по-моему, как нельзя лучше подходит для данной работы. Этой технологией является технология М. Монтессори. Я предположила, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.
Публикация «Опыт работы „ФЭМП дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М, Монтессори“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Опыт работы, практика
- Темочки
4-5слайд
2. Актуальность опыта
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, с теоретической и практической точек зрения, все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению.
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Пять лет назад наш детский сад стал инновационной площадкой для стартовавшего тогда областного проекта «Внедрение педагогики М. Монтессори». В детский сад были завезены материалы М. Монтессори. Началась работа прежде всего по самообразованию. Я стала участником областного научно-практического семинара «Монтессори - образование для детей от 3 до 6+ лет. Практическая жизнь» с участием Могилевой Веры Николаевны, кандидата психологических наук,доцента ВГПУ. генерального директора детского Монтессори –центра «АЛИСА» (г. Воронеж, а также принимала участие в областном конкурсе «Вслед за Марией Монтессори»
Поэтому я посчитала нужным, что для более эффективного процесса формирования математических представлений, необходимо включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.
6слайд
3. Ведущая педагогическая идея
Включение в процесс обучения элементов педагогической системы М. Монтессори позволяет так организовать познавательный процесс, при котором обучающиеся приобретают знания, умения и опыт, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность. Дети учатся в процессе обучения планировать и выполнять постепенно усложняющиеся практические занятия, а также на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовольствие от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта – создание условий, дающих детям возможность самостоятельно добывать знания при решении практических задач через познавательную деятельность.
7 слайд 4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение 5 лет. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор дидактического материала и выявление уровня сформированности познавательной деятельности старших дошкольников.
На формирующем этапе была проведена практическая работа по организации познавательной деятельности в процессе обучения и развития старших дошкольников.
На заключительном этапе – диагностика.
8 слайд
5. Диапазон опыта
Элементы технологии М. Монтессори я использую во всех образовательных ситуациях с воспитанниками, что позволяет мне повысить возможности усвоения математических представлений, а также поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом.
Для обеспечения наибольшей результативности по развитию познавательной активности детей работа мной организуется в двух основных направлениях образовательного процесса:
1. Совместная познавательная деятельность детей и воспитателя (организация НОД по образовательной области «Познание» с использованием элементов системы М. Монтессори, 1 раз в неделю в 1 половине дня).
2. Игровая познавательная деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения с элементами М. Монтессори, 2 раза в неделю).
9 слайд Цель и задачи:
Цель: повысить возможности усвоения математических представлений, а также поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом, оптимальное развитие каждого ребенка.
Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:
1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериализация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие активности и инициативности детей;
9. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
10 слайд 6. Теоретическая база опыта
Педагогическая технология Монтессори, являющаяся одной из наиболее известных и распространенных образовательных программ в зарубежном дошкольном и школьном образовании, возникла в результате многолетних исследований и является сочетанием методики и философии. При правильном применении она способна решить многие проблемы, остро стоящие в современном образовании.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, за основу разработки моего педагогического опыта я брала методические разработки М. Монтессори, Г. В. Брыжинской, Н. К. Федаевой, И. А. Помораевой, В. А. Позиной, которые в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии детям дошкольного возраста.
Для полноценного развития личности ребенка необходимо соответствующим образом обустроить пространство, окружающее ребенка и оказывать профессиональную поддержку в освоении этого пространства.
11 слайд 7. Новизна опыта
Включение в процесс обучения по формированию элементарных математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактических игр и упражнений, содержащих элементы самоконтроля.
12 слайд 8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен творческим педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.
Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.
Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.
Задания можно использовать как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности, а также в ходе индивидуальной работы с детьми. Они способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
РАЗДЕЛ II
13 слайд Технология описания опыта
Какова же технология опыта
Для обеспечения наибольшей результативности по развитию познавательной активности детей работа мной организуется, как я уже и говорила, в двух основных направлениях образовательного процесса:
1. Совместная познавательная деятельность детей и воспитателя (организация НОД по образовательной области «Познание» с использованием элементов системы М. Монтессори, 1 раз в неделю в 1 половине дня).
2. Игровая познавательная деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения с элементами М. Монтессори, 2 раза в неделю).
Для удобства материал разделён на «блоки» : назвать только блоки!
14-15 слайд
Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.
Блок «Формирование у детей представлений о величине и измерении величин» : дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).
В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.
В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).
Заключительный блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально творческих задач и моделирования.
16 17 слайд Пути осуществления
Предметно – развивающая среда - «Создаем условия».
16 слайд Педагогическая технология М. Монтессори строится на идее детского впитывающего сознания. Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т. д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения.
17 слайд Ребёнок в работе по Монтессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения воспитателя, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребёнку в процессе самообучения. Педагог же доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
18 слайд Все математические материалы можно разделить на три основные группы;
• введение в мир чисел от 0 до 10;
• введение в десятичную систему;
• освоение последовательного счета; освоение арифметических операций с однозначными числами;
19 слайд Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа. В первую группу входят следующие материалы: счетные палочки; шершавые цифры на дощечках; счетные штанги и числа; материал «числа и чипсы» служит для проверки умения ребёнка считать до 10, знания чисел, а также знакомится с идеей чётных и нечётных чисел. Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.
20 слайд Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами и четырьмя основными арифметическими действиями с ними: сложением, вычитанием, умножением и делением. Материалы этой группы дают ребёнку возможность понять, какова структура многозначных чисел, что такое разряд числа и как происходит переход из одного раздела в другой в ходе арифметических действий.
Знаменитый «золотой материал» Монтессори из золотистых бусин позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощупать форму и даже вес таких количеств, как нескольких единиц, несколько десятков, сотен или тысяч бусин.
Материалы третьей группы служат для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Третья группа включает в себя стержни с бусинами для введения количеств 11-19. на этом материале ребёнок знакомится с количествами 11-19 и учится последовательно считать до 19.
Доска Сегена 1: Ребёнок учится сопоставлять количество и число от 11 до 19. количества представлены при помощи стержней из «золотых» и цветных бусин.
Доска Сегена 2: Предназначена для запоминания названий двузначных чисел и сопоставления их с количеством от 11 до99.
Монтессори – материалы составлены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, а «золотой» материал помогает представить единицу-точку, десяток - прямую, сотню - квадрат десяти, тысячу - куб десяти. Вычисление площадей и объёмов, возведение в степень и извлечение корня становится доступным действиями для пяти - шестилетних детей.
21 слайд
«Развиваем потенциал»
В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.
Познание количественных и числовых отношений - длительный процесс. Ребенок дошкольного возраста активно осваивает числа в ситуациях непосредственного использования результатов счета, сравнения в значимых для него видах деятельности: игре, выполнении аппликаций, играх-экспериментированиях с водой и песком.
Постепенное осознание числа как показателя количества состоит в «узнавании» количества без счета; отнесении числа к количеству на основе сосчитывания, использовании ряда чисел на основе выделения отношений между ними. Многое из этого осваивается ребенком путем подражания действиям и речи взрослого, старшего ребенка в семье.
Какими же средствами достигается формирование у детей количественных представлений:
22 слайд Средства реализции:
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей);
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные отношения;
- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
- задачи в стихотворной форме, задачи – шутки;
- математические игры.
23 слайд Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин
У детей дошкольного возраста представление о величине формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и обследования конкретных видов протяженности с использованием слов, обозначающих протяженность и действие. Также следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечивает развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения.
Что включает в себя формирование представлений о величине предметов и измерении величин?
- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;
- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры. Учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;
- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.
Средства реализации:
- игры, в которых моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
24 слайд Формирование у детей геометрических представлений
С целью развития у детей дошкольного возраста представлений о формах я стараюсь поощрять их стремление к аналитическому восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.
- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар. Знакомство с пирамидой и многоугольником;
- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);
- подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;
- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.
Средства реализации:
- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходств фигур («Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?». «Какая фигура здесь лишняя?»;
- обучение решению задач на смекалку (головоломки). Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества;
- задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
25 слайд Формирование у детей пространственных представлений
В образовательном процессе развитие пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве интегрируется с другими видами деятельности: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т. д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием
Средства реализации:
- лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки ( например:«Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
- математические игры.
26 слайд III. Результативность опыта
С целью определения уровня развития познавательной активности мною было проведено наблюдение за детьми, длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в разные виды деятельности.
Показатели уровня сформированности элементарных математических представлений детей старшей разновозрастной группы по результатам наблюдения:
-Низкий уровень развития познавательной активности не наблюдался;
-Средний уровень развития познавательной активности наблюдался 72%, что примерно составляет 8 детей;
-Высокий уровень развития самостоятельности наблюдался у 28%, что примерно составляет 4 детей
В результате использования элементов пед. Системы М. Монтессори в процесс формирования математических представлений было достигнуто прочное осмысленное усвоение математических знаний детьми. Дошкольники не только вычленяют, называют, сравнивают и группируют многочисленные предметы по разным основаниям, т. е. оперируют полученными знаниями, но и используют их при решении новых проблем. Это становится возможным благодаря тому, что реализация дидактических задач способствует переходу детей от наглядного к более абстрактному мышлению, развитию их познавательной активности и дифференцировке мыслительных операции.
Учебные задания отвечают интересам и собственному опыту детей, побуждают их к экспериментированию с изученным материалом. Отмеченные успехи в развитии детей подтверждают правильность выбора и составления обучающих игр, приобретенные навыки дети научились переносить в бытовые и игровые ситуации.
.
А лично для меня внедрение данного пед. Опыта в учебно-воспитательный процесс послужило повышением моей проф. Компетенции и мастерства.