Олеся Отряскина
Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Мир вокруг нас быстро меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носит экология.
Публикация «Опыт работы „Формирование экологических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая система, составляющая должна стать очень важной. Именно экологическое воспитание формирует отношение человека к природе. Ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем природном мире.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Актуальностью экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.
Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи экологического воспитания :
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологии наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ваше дитятко огромно: она встречает ребёнка морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться и даже задуматься.
Моя педагогическая идея:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
В работе я использую некоторые методы:
- Экологические занятия.
- Экологические экскурсии.
-Экологические праздники.
- Экологические конкурсы.
- Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
- Зелёный патруль.
- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее) .
В своей работе я провожу систему различных и интересных игр:
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) :
«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания :
«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?»,
«Береги природу!» и т. д. взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Результат опыта :
Наблюдается отличный результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающей среде. Мои ребятки с желанием ухаживают за растениями, протирают пыльные листья у цветочков, помогают сажать на грядке (в зимнее время-в группе) лук, также цветы, семена морковки и свеколки, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают их, помогают содержать в порядке уголки природы. Ребята участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в конкурсах, награждены грамотами и благодарственными письмами. Детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников