Елена Козлова
Опыт работы «Формирование у дошкольников представлений о народной культуре через отражение связей человека и природы».
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представлений о народной культуре, через отражение связей человека и природы.
.Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Всем понятно, что мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что лежит в основе нравственной сущности русского человека : терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности.
Публикация «Опыт работы „Формирование у дошкольников представлений о народной культуре через отражение связей человека и природы“,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Известный русский философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, которыми живёт народная душа».
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Именно поэтому, развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Хочу остановиться более подробно на следующих приоритетах
1. Окружающие предметы.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко и понятно. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него художественный вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.
На протяжении годичного праздничного круга, знакомлю детей с русским народным костюмом. На посиделках и праздниках дети знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. Костюм является средством духовного единения детей со своими предками.
Внимание младших дошкольников акцентировала на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Старших дошкольников учу классифицировать костюм по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер и др. В продуктивной деятельности дети украшали декором женский народный костюм, мужскую косоворотку, изготавливали кольчуги для богатырей (в рисунке и аппликации).
Считаю важным знакомить детей с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, вышивкой, шитьём, с их бытовым и эстетическим назначением не только на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в повседневной деятельности, игре.
Предметом познания народной культуры является и архитектура, как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Для детей младшего дошкольного возраста разработала цикл занятий и бесед, где дети получили представления о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивали дом прабабушки и дом, в котором они живут, находили общее между ними и различия.
Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города, о сельском рубленом доме, расписном тереме, резьбе по дереву, культовых сооружениях (соборах, храмах, их внешнем виде и украшениях. Работая над этой темой, учу детей понимать смысл пословицы: «Хорошая работа два века живёт». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки и правнуки.
2. Фольклор.
В воспитании дошкольников широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию дошкольников. При отборе фольклорных произведений опираюсь на следующие принципы:
• доступность содержания;
• познавательная и нравственная значимость;
• возможность формирования на их основе умения чувствовать окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, загадок, песен, сказок, былин.
3. Традиционные праздники.
Изучение календарного фольклора осуществляю через участие ребят в календарных праздниках. На Святки дети колядовали со «звездой», славили Христа, поздравляли с Рождеством колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц. Сценарии обрядовых праздников посвящены разным циклам земледельческого календаря.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Сегодня, к сожалению, народные игры почти исчезли из детства. А ведь они, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, своеобразной школой ребёнка. Развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В процессе народной игры дети не только приучаются к общению и взаимопониманию, но и развивают различного рода способности, заложенные в человеке : умение плясать, петь, рассказывать сказки, былины, имитировать поведение животных и птиц. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки, которая обнаруживает свою древнюю традицию. В старину, перед предстоящим делом, наши предки зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное.
Ни один обрядовый праздник не обходится у нас без игры на народных инструментах. В младшей группе знакомлю детей с барабаном, бубном, погремушкой. Детей старшего возраста – с арфой, гуслями, дудкой, балалайкой, шумовыми инструментами: рубелем, трещоткой, свистулькой.
В ожидании обрядовых праздников провожу посиделки, при этом каждый раз меняю их содержание. На посиделках не только разучиваем народные песни, заводим хороводы, играм в игры, но и изготавливаем предметы, необходимые для предстоящего праздника : подарки – сюрпризы близким, пригласительные открытки и др. Таким образом, дети пропускают через разум, сердце, руки собственное представление о празднике, как о содержательном отдыхе после большого труда.
Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребёнок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. Отличие посиделок в том, что в гости к детям приходит игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица-красавица. Они ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки. На посиделки дети приходят в русских народных костюмах. Это повышает эмоциональный тонус детей, усиливает их восприятие.
Народный праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает лучше ориентироваться во временных понятиях, в цикличности народного календаря, где из года в год повторяются праздники и события. Такая периодичность позволяет лучше усваивать материал, постепенно его усложняя.
Одним из самых любимых на Руси праздников было Рождество Христово. Существует глубокая традиция проведения этого праздника, которая открывает для детей интересный духовно-нравственный смысл. Подготовку к Рождеству начинаю, как и было в народе, в декабре. На речевых занятиях знакомлю детей с русской духовной поэзией. На музыкальных занятиях разучиваем рождественские колядки. В группе начинает действовать рукодельная мастерская, где дети, под руководством родителей, делают рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы собираемся в «русской горнице», где тепло, по-домашнему проходят посиделки. Рассматривая с детьми икону Рождества Христова, рассказываю, что Святки – это особое время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие и щедрость. Это было традицией на Руси.
4. Декоративно-прикладное искусство.
Особую роль в системе работы отвожу народному искусству, приобщая детей к творчеству народных умельцев. Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи детей. Можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, придумывать сказки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Красота природы, её соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. Рассматривая с детьми изделия народных промыслов, помогаю им понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
В узорах декоративных росписей так же можно найти материал для развития элементарных математических представлений. Это соблюдение определённого ритма, симметрии, счётность в исполнении орнамента.
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного искусства невозможно без посещения различных выставок и вернисажей в картинной галерее, в краеведческом музее, в школе народных ремёсел. Там дети попадают в мир искусства и совершенно по-другому воспринимают произведения народного творчества.
Важным условием духовно-нравственного воспитания является тесная взаимосвязь с родителями воспитанников. При активном участии родителей в группе создана театральная мини-студия, которая позволяет детям при инсценировке русских народных сказок проявить самостоятельность, фантазию, а мне, как педагогу, успешно включаться в активное сотворчество с детьми. Родители подготовили всё необходимое для драматизаций: сшили сарафаны и кокошники, принесли предметы ряжения, наполнили «бабушкин сундук» старинной одеждой и украшениями. Связали кукол для кукольного театра, сделали театр ложек, пальчиковый театр.
Участие родителей в сказочных инсценировках, народных праздниках, посиделках, развлечениях помогает создать эмоционально-насыщенный характер межличностного общения детей и взрослых. Дружно родители откликнулись на участие в проекте «Богатыри – защитники земли Русской». Вместе с детьми рисовали рисунки, делали поделки, игры. Продукт этого проекта воплотился в замечательном историческом альбоме.
Популярными в нашей группе стали семейные вечера, на которых звучали рассказы о семейных традициях, об увлечениях бабушек вышивкой, макраме, изготовлением изделий из бересты, вязанием. Каждая семья, изучив историю своих предков, изготовила генеалогическое древо, сделала семейный альбом, придумала гербы своей семьи. Прикосновение к «живым» документам истории семьи пробуждает мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В заключение хочу сказать, что моя деятельность тесным образом связана деятельностью специалистов детского сада в области музыкального и физического воспитания, изодеятельности. В рамках проекта «Маленький гражданин» мы осуществляем единый подход к воспитанию дошкольников на конкретных исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Важно дать понять ребёнку, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой, вековыми традициями.
Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Замечательно, что к нам сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.