Люба Бажкова
Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему «Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям малой Родины, активизируя познавательные интересы воспитанников в рамках проектной деятельности» в подготовительной логопедической группе «Радуга»
Воспитатель : Бажкова Л. А.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней.
Публикация «Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям» размещена в разделах
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.
Ребенок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают.
Без любви к своей семье, дому, Родине – не воспитать гражданина, не вдохновить не на что.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Формирование у детей нравственно-патриотических чувств, способных проявлять любовь к малой Родине отражены в Программе под редакцией М. Веракса, по которой мы работаем.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие»
(ознакомление с социальным миром) :
Родная страна:
- Развивать интерес к родному краю, расширять представления о малой родине.
- Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
- Знакомить детей с профессиями региона: сельское хозяйство, животноводство.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине.
(ознакомление с предметным окружением)
- Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
Задачи образовательной области: «Речевое развитие»
- Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки.
Для реализации поставленных задач, нами использовались разнообразные формы работы, методы и приемы.
В группе была создана развивающая среда: мини-музей «Предметы народного быта», полочка красоты «Народное творчество», куклы в русских костюмах, папки «Жизнь людей в старину», «Народное творчество», «Где русские люди узор выбирали» и др., альбомы в электронном виде «Русская изба», «Горница», «Русские народные костюмы», «Жизнь казаков», «Домашняя утварь», предметы быта.
- Альбом «Село мое родное», «Моя Родина – Кавказ», «Города родного края»
- Фотоальбом «Достопримечательности села»,
- Легенды села
- Символы России (флаг, герб России, СК и села)
- Материал для ознакомления с историей возникновения села
- Демонстрационные пособия: «Я и мое поведение»,
«Я и другие»,
«Моя семья»,
«Уроки доброты»,
«Мир пословиц»,
- Глобус
- Карта географическая Ставропольского края и Александровского района…
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использовалась не только художественная литература, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого создали в группе мини- музей. Для детей открылась возможность первого проникновения в историю быта русского народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть настоящие старинные вещи, полюбоваться их красотой, потрогать их своими руками. В создании мини-музея нам помогали родители. А также мы проводили виртуальные экскурсии в музей нашего села и др.
Любовь к родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе А еще любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с детства – детский сад, своя улица, свой город, к тому, что знакомо и понятно – с любви к его малой Родине. А малая Родина – это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Для решения этой задачи, мы создали альбомы «Жизнь группы «Радуга», где помещаются интересные мероприятия группы, семейные альбомы, о которых дети с интересом рассказывают.
У нас есть библиотечка книг с произведениями местных поэтов. Дети с интересом слушали стихи и прозу Л. Шубной, А. Подколзиной, А. Бобровского и др. Затем был проведен конкурс чтецов «Мы о селе стихами говорим», где дети показали свое отношение к достопримечательностям села и рассказывали строчки с любовью.
Во время бесед, рассматривания иллюстративного материала дети изучали символы края, села. Во время презентаций дети расширяли знания о населении края, о природных богатствах, знакомились с памятниками природы.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
С детьми были проведены проекты «Россия-родина моя», «Есть родина у всех своя», где дети знакомились с жизнью села, края.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг людей восставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной.
Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений советской литературы.
Мы знакомили детей с произведениями о героях ВОВ. А также в группе была создана стена памяти, на которой были размещены фото родных детей. Дети с гордостью рассказывали о своих героях-родственниках.
Работа по патриотическому воспитанию шла в тесном контакте с родителями. В условиях пандемии работа происходила с помощью ИКТ. С родителями были проведены:
Анкетирование «Воспитываем маленького патриота»
Консультация «Формирование любви к малой родине»
Памятка для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»
Родительское собрание ««Воспитание любви к малой Родине»
Информация для родителей : «О той земле, где ты родился!»
Анкетирование родителей «Что знают ваши дети о малой Родине?»
Памятка для родителей: Как привить любовь к родному краю?
Анализ педагогического наблюдения показал динамику развития детей по формированию у детей любви к малой Родине: сентябрь 2020г- 3,0б (75%); январь 2021г- 3,5б (87%)
Вывод: В результате работы дети стали активно участвовать в беседах о себе, семье, обществе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения; имеют представление о малой Родине, столице края, о родном селе и ее достопримечательностях. Дети имеют представления о том, чем славен родной край, родное село, познакомились с историей, традициями, достопримечательностями, памятниками природы и культуры.
Важно знать: чтобы патриотизм не стал для детей пустым понятием, а любовь к Родине была искренней и сильной, необходимо взрослым самим искренне любить свой край и демонстрировать свою любовь детям. Только в этом случае мы сможем воспитать достойных граждан своей Родины.