Приложение МААМ

Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям

Люба Бажкова
Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему «Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям малой Родины, активизируя познавательные интересы воспитанников в рамках проектной деятельности» в подготовительной логопедической группе «Радуга»

Воспитатель : Бажкова Л. А.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека Луций Анней.

Публикация «Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям» размещена в разделах

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.

Ребенок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают.

Без любви к своей семье, дому, Родине – не воспитать гражданина, не вдохновить не на что.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств, способных проявлять любовь к малой Родине отражены в Программе под редакцией М. Веракса, по которой мы работаем.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие»

(ознакомление с социальным миром) :

Родная страна:

- Развивать интерес к родному краю, расширять представления о малой родине.

- Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

- Знакомить детей с профессиями региона: сельское хозяйство, животноводство.

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине.

(ознакомление с предметным окружением)

- Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.

Задачи образовательной области: «Речевое развитие»

- Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

- Совершенствовать речь как средство общения.

- Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки.

Для реализации поставленных задач, нами использовались разнообразные формы работы, методы и приемы.

В группе была создана развивающая среда: мини-музей «Предметы народного быта», полочка красоты «Народное творчество», куклы в русских костюмах, папки «Жизнь людей в старину», «Народное творчество», «Где русские люди узор выбирали» и др., альбомы в электронном виде «Русская изба», «Горница», «Русские народные костюмы», «Жизнь казаков», «Домашняя утварь», предметы быта.

- Альбом «Село мое родное», «Моя Родина – Кавказ», «Города родного края»

- Фотоальбом «Достопримечательности села»,

- Легенды села

- Символы России (флаг, герб России, СК и села)

- Материал для ознакомления с историей возникновения села

- Демонстрационные пособия: «Я и мое поведение»,

«Я и другие»,

«Моя семья»,

«Уроки доброты»,

«Мир пословиц»,

- Глобус

- Карта географическая Ставропольского края и Александровского района…

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использовалась не только художественная литература, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого создали в группе мини- музей. Для детей открылась возможность первого проникновения в историю быта русского народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть настоящие старинные вещи, полюбоваться их красотой, потрогать их своими руками. В создании мини-музея нам помогали родители. А также мы проводили виртуальные экскурсии в музей нашего села и др.

Любовь к родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе А еще любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с детства – детский сад, своя улица, свой город, к тому, что знакомо и понятно – с любви к его малой Родине. А малая Родина – это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

Для решения этой задачи, мы создали альбомы «Жизнь группы «Радуга», где помещаются интересные мероприятия группы, семейные альбомы, о которых дети с интересом рассказывают.

У нас есть библиотечка книг с произведениями местных поэтов. Дети с интересом слушали стихи и прозу Л. Шубной, А. Подколзиной, А. Бобровского и др. Затем был проведен конкурс чтецов «Мы о селе стихами говорим», где дети показали свое отношение к достопримечательностям села и рассказывали строчки с любовью.

Во время бесед, рассматривания иллюстративного материала дети изучали символы края, села. Во время презентаций дети расширяли знания о населении края, о природных богатствах, знакомились с памятниками природы.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

С детьми были проведены проекты «Россия-родина моя», «Есть родина у всех своя», где дети знакомились с жизнью села, края.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг людей восставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной.

Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений советской литературы.

Мы знакомили детей с произведениями о героях ВОВ. А также в группе была создана стена памяти, на которой были размещены фото родных детей. Дети с гордостью рассказывали о своих героях-родственниках.

Работа по патриотическому воспитанию шла в тесном контакте с родителями. В условиях пандемии работа происходила с помощью ИКТ. С родителями были проведены:

Анкетирование «Воспитываем маленького патриота»

Консультация «Формирование любви к малой родине»

Памятка для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»

Родительское собрание ««Воспитание любви к малой Родине»

Информация для родителей : «О той земле, где ты родился!»

Анкетирование родителей «Что знают ваши дети о малой Родине?»

Памятка для родителей: Как привить любовь к родному краю?

Анализ педагогического наблюдения показал динамику развития детей по формированию у детей любви к малой Родине: сентябрь 2020г- 3,0б (75%); январь 2021г- 3,5б (87%)

Вывод: В результате работы дети стали активно участвовать в беседах о себе, семье, обществе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения; имеют представление о малой Родине, столице края, о родном селе и ее достопримечательностях. Дети имеют представления о том, чем славен родной край, родное село, познакомились с историей, традициями, достопримечательностями, памятниками природы и культуры.

Важно знать: чтобы патриотизм не стал для детей пустым понятием, а любовь к Родине была искренней и сильной, необходимо взрослым самим искренне любить свой край и демонстрировать свою любовь детям. Только в этом случае мы сможем воспитать достойных граждан своей Родины.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 06:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям» (включая файлы) размещена пользователем Люба Бажкова (УИ 204477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД