Елена
Опыт работы «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение… 1
2. Теоретическое обоснование опыта работы…. 3
2.1 Принципы и подходы к формированию Опыта… 3
2.2 Характеристика особенностей развития детей с нарушениями зрения. 3
2.3 Планируемые результаты опыта работы…. 4
3. Этапы реализации опыта работы… 6
4. Материально-техническое обеспечение опыта работы… 14
Публикация «Опыт работы „Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
4.1 Развивающая предметно-пространственная среда по формированию представлений о сенсорных эталонах ….
14
4.2 Рекомендации по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе с учетом развивающей предметно-пространственной среды….
15
5. Литература… 17
Приложения:
- критерии обследования детей
- протоколы обследования детей
- сравнение диаграммы уровней сформированности представлений о сенсорных эталонах дошкольников с нарушением зрения
- материал по работе с детьми :
• перспективные планы
• конспекты занятий
• комплексы зрительной гимнастики
- материал по работе с педагогами
• консультации для учителей дефектологов (тифлопедагогов)
• консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности
- материалы по взаимодействию с родителями
• формы взаимодействия тифлопедагога с семьей
• консультации для родителей
1. ВВЕДЕНИЕ
Познавательное развитие предполагает развитие у детей познавательных интересов и познавательных действий по приобретению первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере и т. п.) и использованию знаний в различных видах деятельности. «Для получения образования обучающимся с ОВЗ необходимы условия для обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов».
Отсюда вытекают актуальность и значимость разработки опыта «Развитие познавательной деятельности детей с нарушением зрения через формирование у них представлений о сенсорных эталонах в коррекционной деятельности».
Нарушения зрения, как и другие нарушения психофизического развития ребенка, затрудняют получение сенсорной информации об окружающем мире и отрицательно сказываются на развитии умения использовать ее в деятельности (А. Г. Литвак, Л. П. Григорьева, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, В. З. Денискина).
Сенсорное развитие является составной частью познавательного развития детей в раннем и дошкольном детстве, так как этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. На их основе формируются полноценные представления о внешних признаках предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное развитие предполагает работу мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др., способствует обогащению и расширению словаря.
Коррекционная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах способствует активной исследовательской деятельности и позволяет учителю-дефектологу решать задачи обучения во всех видах коррекционных занятий, организуемых с детьми, имеющими нарушения зрения, такие как развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики.
Опыт разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Л. И. Плаксиной в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО и АОП ДОУ
В опыте представлены задачи обучения по четырем годам обучения, определены промежуточные результаты оценки деятельности на каждом возрастном этапе, подобраны виды деятельности в соответствии с тематическим принципом организации деятельности детей 3-7 лет, предложены рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по формированию представлений о сенсорных эталонах, разработаны рекомендации родителям по организации совместной деятельности с ребенком, приводится перечень научно-методической литературы по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Опыт разработан для использования учителями-дефектологами (тифлопедагогами) в коррекционно-педагогическом процессе для детей с нарушениями зрения. Он также может быть использован в общей педагогической практике и другими педагогами (воспитателями групп компенсирующей направленности, работающими с детьми с нарушениями зрения, так как в нем представлены цели, содержание, приемы, методы, средства обучения и формы деятельности по формированию у детей представлений о сенсорных эталонах.
Новизна Опыта заключается в том, что учителя-дефектологи (тифлопедагоги) смогут использовать его в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения во всех возрастных группах.
Реализация Опыта осуществляется в общем образовательном процессе на основе АОП ДОУ, рабочих программ учителя-дефектолога специалистами ДОУ в соответствии с календарно-тематическим принципом организации деятельности на всех видах коррекционных занятий.
В Опыте четко прослеживаются во всех возрастных группах :
• задачи и содержание деятельности по овладению сенсорными эталонами цвета, формы, величины предметов;
• педагогическая диагностика оценки индивидуального развития детей по овладению знаниями о сенсорных эталонах, необходимая для получения обратной связи и информации о динамике развития ребенка по реализации Опыта.
В Опыте прослеживается взаимосвязь действий с родителями по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Опыт разработан на четыре года обучения детей с нарушениями зрения.
Опыт реализуется третий год учителем дефектологом в МБДОУ, д/с N42, «Пингвиненок» г. Брянска.
Опыт направлен на развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения через формирование у них представлений о сенсорных эталонах с использованием эффективных средств, форм и инновационных методов работы, организуемых тифлопедагогом в общем коррекционно-педагогическом процессе.
Целью Опыта является проектирование коррекционно-образовательной деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (3-7 лет).
Задачи:
• формировать представление о сенсорных эталонах;
• развивать умение соотносить сенсорные признаки предметов с сенсорными эталонами;
• расширять и активизировать словарный запас при анализе свойств и качеств предметов;
• использовать полученные знания в предметно-практической деятельности.