Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Драматизация как средство развития речи детей с ОНР»

Аракелова Наталья
Опыт работы по теме «Драматизация как средство развития речи детей с ОНР»
▼ Скачать +Заказ

Развитие речи - ее звуковой части, словарного запаса, грамматической структуры, связного высказывания – главная задача педагогической работы. Она предполагает коррекцию как нарушений речи, так и развитие личности детей, укрепления и защиты их здоровья.

Публикация «Опыт работы по теме „Драматизация как средство развития речи детей с ОНР“» размещена в разделах

Одним из ведущих направлений деятельности дошкольников является игровая деятельность. Дошкольный возраст - наиболее предпочтительное время для применения игровых технологий в образовании. С возрастом дети приобретают новые навыки. Методы игры также меняются и становятся все более сложными и разнообразными. От игр с использованием погремушек в раннем детстве до ролевых игр в дошкольном возрасте, эти занятия играют важную роль в жизни ваших детей.

Работая много лет воспитателем в логопедической группе, практика показала, что дним из наиболее эффективных средств речевой коррекции является игра-драматизация. Это связано с тем, что игра - основное занятие для детей, а театр - одно из самых знакомых, понятных и интригующих искусств. Использование театра в воспитании и обучении детей дошкольного возраста позволяет решать самые разные задачи: нравственное и художественное воспитание, развитие коммуникативных навыков, воображения, инициативы и так далее. Позволяет решить ряд связанных с этим проблем. Благодаря такой игре дети могут развивать не только речь в целом, но и прямое ее выражение. Во время игры ребенок познает и усваивает все разнообразие родной речи. Играя роль, дети учатся использовать различные средства выражения и интонации с целью передачи характера, действий и поведения своего персонажа.

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми в театральном кружке «В гостях у сказки», этот вид деятельности вызывает интерес к драматизации, дети с удовольствием имитируют действия персонажей. Это помогает создать эмоционально-позитивный настрой детей, дети становятся дружнее, устанавливаются межличностные контакты через театрализованную деятельность. Занятия в кружке дают возможность обогатить словарный запас детей с ОНР, развивается диалогическая и монологическая речь. Необходимость коррекционно-педагогической работы заключается в том, что значительные трудности в овладении выразительной и эмоциональной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах.

В результате целенаправленного применения театрализованной деятельности, а также во время свободного времени дети приобретают речевые навыки, на основе которых возможны построение связных высказываний, увеличение объема памяти, развитие мышления, воображения. Речь становится выразительнее и эмоциональнее. Занимаясь в кружке раскрылся и стал общительнее Ваня Лукинов, он не стесняется своей речи и проявляет желание исполнять роли в сказке, читать стихи. Артем Меркулов и Маша Ткачева научились подражать голосам животных, исполняя роли в ска- зке. Подобный подход представляется мне перспективным, благоприятным и оказывает положительное воздействие на детей.

Театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить её образовательному и воспитательному процессам. Исполняя роль, ребёнок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться – отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, мною был подобран театральный репертуар. Использую, как известные русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Маша и медведь»), так и авторские («Кот в сапогах». «Три поросенка»). Данные произведения обладают важной отличительной чертой – они просты в исполнении и дают нашим «особенным детям» возможность активно пользоваться своим речевым инструментарием. Для детей с ОНР занятия в театральном кружке, являются необходимой деятельностью, в которой развиваются их личностные качества.

В своей кружковой работе я использую упражнения на развитие умения управлять силой голоса, то есть изменять громкость, упражнения на восприятие тембра голоса (умение определять звучание тона голоса на слух). Картинки, символы, маски, изображающие чувства и эмоции людей, животных, картинки с изображением людей разного возраста, аудиозаписи с их голосами, которые используются на занятиях, способствуют не только развитию интонационной выразительности речи, но и эмоциональному развитию детей.

Включаю упражнения по развитию темпа и ритма речи. Работа над темпом речи предполагает упражнение говорящего в убыстрении произнесения предложения, но ни в коем случае не на скорость произнесения. Применяла упражнения на умение детей удерживать заданный темп речи, согласуя его с движениями рук, ног, туловища. Такие игры развивают самоконтроль, фантазию, находчивость. Так же использовала упражнения в инсценировке стихов, эпизодов из сказок или диалогов. В игровой форме закрепляются умения детей владеть своими голосовыми возможностями, изменять окраску голоса в соответствии с ситуацией, передавать голосом, мимикой, жестами переживания и чувства. На занятиях в кружке используется картинный, настольный, пальчиковый и кукольный театр. Таким образом совершенствуется звуковая сторона речи воспитанников, улучшается интонационная выразительность, активизируется словарь, развивается диалогическая форма речи

Для наиболее успешной и плодотворной работы по коррекции речи у дошкольников с ОНР в играх использую различные игровые инструменты, атрибуты. Особенно детей завораживает, если атрибуты для игр-драматизаций они делают совместно со мной. Например, при организации игр-драматизаций с куклами, можно использовать самодельные вырезанные куклы, которых дети вырезают вместе со мной. В основном игры-драматизации с использованием бумажных кукол используются с целью:

-Установления положительного эмоционального контакта между участниками игры.

- Профилактики дислексии.

- С целью формирования внутренней речи ребенка.

- Для общего языкового развития дошкольников, приобретению ими коммуникативных навыков.

- Для развития выразительности речи в процессе знакомства с сюжетом, персонажами, их особенностями характера и поведения.

Дошкольное образование должно развивать, обогащать ребенка новыми знаниями и формировать в нем познавательные интересы и способности. Правильно подобранный игровой материал и упражнения позволят положительно повлиять на все составляющие речи. Участвуя в драматизации сказок, дети пополняют словарный запас, активизируют устную речь, понимают значение слов, развивают свои коммуникативные навыки, учатся логически правильно выражать свои мысли. Занятия в кружке помогли мне решить многие проблемы:

• Формировать грамматической структуры языка;

Развивать сенсорику, умение детей сосредотачиваться на поставленной цели;

• Побудить детей общаться друг с другом и объяснять все свои действия;

• Расширить словарный запас, совершенствать связную речь;

• научить дошкольников правильно выражать свои мысли, развивать логику;

• Воспитывать у дошкольников уверенность в себе.

Подводя итог работы с детьми логопедической группы в театральном кружке «В гостях у сказки», использование игры-драматизации способствует развитию речевой активности у дошкольников. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт реализовывать поставленные задачи, сообща достигая цели. Для этого важно добиться достижения нескольких пунктов одновременно:

Дети должны отчетливо понимать, что от них требуется. И родители, и воспитатели должны быть вместе вовлечены в процесс игры и в процессе не забывать поощрять ребенка. Обыкновенная похвала – морально поддержит любого ребенка и придаст ему уверенности.

Язык-это ценный инструмент, которым мы должны вооружать детей. Как таковой, он должен постоянно совершенствоваться, чтобы они могли лучше общаться с другими по мере того, как они переходят от игровых занятий к более разнообразным учебным концепциям и ситуациям.

Библиографический список

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.

2. Логвинова, О. Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, А. Б. Денисова, К. И. Кеворкова.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Драматизация как средство развития речи детей с ОНР»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 15:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Драматизация как средство развития речи детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Аракелова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД