Аракелова Наталья
Опыт работы по теме «Драматизация как средство развития речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи - ее звуковой части, словарного запаса, грамматической структуры, связного высказывания – главная задача педагогической работы. Она предполагает коррекцию как нарушений речи, так и развитие личности детей, укрепления и защиты их здоровья.
Публикация «Опыт работы по теме „Драматизация как средство развития речи детей с ОНР“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Одним из ведущих направлений деятельности дошкольников является игровая деятельность. Дошкольный возраст - наиболее предпочтительное время для применения игровых технологий в образовании. С возрастом дети приобретают новые навыки. Методы игры также меняются и становятся все более сложными и разнообразными. От игр с использованием погремушек в раннем детстве до ролевых игр в дошкольном возрасте, эти занятия играют важную роль в жизни ваших детей.
Работая много лет воспитателем в логопедической группе, практика показала, что дним из наиболее эффективных средств речевой коррекции является игра-драматизация. Это связано с тем, что игра - основное занятие для детей, а театр - одно из самых знакомых, понятных и интригующих искусств. Использование театра в воспитании и обучении детей дошкольного возраста позволяет решать самые разные задачи: нравственное и художественное воспитание, развитие коммуникативных навыков, воображения, инициативы и так далее. Позволяет решить ряд связанных с этим проблем. Благодаря такой игре дети могут развивать не только речь в целом, но и прямое ее выражение. Во время игры ребенок познает и усваивает все разнообразие родной речи. Играя роль, дети учатся использовать различные средства выражения и интонации с целью передачи характера, действий и поведения своего персонажа.
Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми в театральном кружке «В гостях у сказки», этот вид деятельности вызывает интерес к драматизации, дети с удовольствием имитируют действия персонажей. Это помогает создать эмоционально-позитивный настрой детей, дети становятся дружнее, устанавливаются межличностные контакты через театрализованную деятельность. Занятия в кружке дают возможность обогатить словарный запас детей с ОНР, развивается диалогическая и монологическая речь. Необходимость коррекционно-педагогической работы заключается в том, что значительные трудности в овладении выразительной и эмоциональной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах.
В результате целенаправленного применения театрализованной деятельности, а также во время свободного времени дети приобретают речевые навыки, на основе которых возможны построение связных высказываний, увеличение объема памяти, развитие мышления, воображения. Речь становится выразительнее и эмоциональнее. Занимаясь в кружке раскрылся и стал общительнее Ваня Лукинов, он не стесняется своей речи и проявляет желание исполнять роли в сказке, читать стихи. Артем Меркулов и Маша Ткачева научились подражать голосам животных, исполняя роли в ска- зке. Подобный подход представляется мне перспективным, благоприятным и оказывает положительное воздействие на детей.
Театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить её образовательному и воспитательному процессам. Исполняя роль, ребёнок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться – отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, мною был подобран театральный репертуар. Использую, как известные русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Маша и медведь»), так и авторские («Кот в сапогах». «Три поросенка»). Данные произведения обладают важной отличительной чертой – они просты в исполнении и дают нашим «особенным детям» возможность активно пользоваться своим речевым инструментарием. Для детей с ОНР занятия в театральном кружке, являются необходимой деятельностью, в которой развиваются их личностные качества.
В своей кружковой работе я использую упражнения на развитие умения управлять силой голоса, то есть изменять громкость, упражнения на восприятие тембра голоса (умение определять звучание тона голоса на слух). Картинки, символы, маски, изображающие чувства и эмоции людей, животных, картинки с изображением людей разного возраста, аудиозаписи с их голосами, которые используются на занятиях, способствуют не только развитию интонационной выразительности речи, но и эмоциональному развитию детей.
Включаю упражнения по развитию темпа и ритма речи. Работа над темпом речи предполагает упражнение говорящего в убыстрении произнесения предложения, но ни в коем случае не на скорость произнесения. Применяла упражнения на умение детей удерживать заданный темп речи, согласуя его с движениями рук, ног, туловища. Такие игры развивают самоконтроль, фантазию, находчивость. Так же использовала упражнения в инсценировке стихов, эпизодов из сказок или диалогов. В игровой форме закрепляются умения детей владеть своими голосовыми возможностями, изменять окраску голоса в соответствии с ситуацией, передавать голосом, мимикой, жестами переживания и чувства. На занятиях в кружке используется картинный, настольный, пальчиковый и кукольный театр. Таким образом совершенствуется звуковая сторона речи воспитанников, улучшается интонационная выразительность, активизируется словарь, развивается диалогическая форма речи
Для наиболее успешной и плодотворной работы по коррекции речи у дошкольников с ОНР в играх использую различные игровые инструменты, атрибуты. Особенно детей завораживает, если атрибуты для игр-драматизаций они делают совместно со мной. Например, при организации игр-драматизаций с куклами, можно использовать самодельные вырезанные куклы, которых дети вырезают вместе со мной. В основном игры-драматизации с использованием бумажных кукол используются с целью:
-Установления положительного эмоционального контакта между участниками игры.
- Профилактики дислексии.
- С целью формирования внутренней речи ребенка.
- Для общего языкового развития дошкольников, приобретению ими коммуникативных навыков.
- Для развития выразительности речи в процессе знакомства с сюжетом, персонажами, их особенностями характера и поведения.
Дошкольное образование должно развивать, обогащать ребенка новыми знаниями и формировать в нем познавательные интересы и способности. Правильно подобранный игровой материал и упражнения позволят положительно повлиять на все составляющие речи. Участвуя в драматизации сказок, дети пополняют словарный запас, активизируют устную речь, понимают значение слов, развивают свои коммуникативные навыки, учатся логически правильно выражать свои мысли. Занятия в кружке помогли мне решить многие проблемы:
• Формировать грамматической структуры языка;
• Развивать сенсорику, умение детей сосредотачиваться на поставленной цели;
• Побудить детей общаться друг с другом и объяснять все свои действия;
• Расширить словарный запас, совершенствать связную речь;
• научить дошкольников правильно выражать свои мысли, развивать логику;
• Воспитывать у дошкольников уверенность в себе.
Подводя итог работы с детьми логопедической группы в театральном кружке «В гостях у сказки», использование игры-драматизации способствует развитию речевой активности у дошкольников. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт реализовывать поставленные задачи, сообща достигая цели. Для этого важно добиться достижения нескольких пунктов одновременно:
Дети должны отчетливо понимать, что от них требуется. И родители, и воспитатели должны быть вместе вовлечены в процесс игры и в процессе не забывать поощрять ребенка. Обыкновенная похвала – морально поддержит любого ребенка и придаст ему уверенности.
Язык-это ценный инструмент, которым мы должны вооружать детей. Как таковой, он должен постоянно совершенствоваться, чтобы они могли лучше общаться с другими по мере того, как они переходят от игровых занятий к более разнообразным учебным концепциям и ситуациям.
Библиографический список
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Логвинова, О. Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, А. Б. Денисова, К. И. Кеворкова.