Соня
Особенности адаптационного периода детей раннего возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности адаптационного периода детей раннего возраста
ЦЕЛЬ:
Создать систему работы по проведению адаптационного периода детей раннего возраста.
ЗАДАЧИ:
Формирование психологического благополучия детей раннего возраста в адаптационный период.
Обеспечение преемственности в вопросах подготовки и проведения периода адаптации в детском саду и семье.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ :
Публикация «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста, Опыт работы» размещена в разделах
Оформлена предметно - развивающая среда, обеспечивающая психологическое и физическое благополучие детей раннего возраста в период адаптации.
У детей стал легче протекать период адаптации : из 12 вновь поступивших детей – 50% легкая степень адаптации, 33% - средняя степень адаптации, 17% - тяжелая степень адаптации.
Снизилась заболеваемость детей в период адаптации и после адаптационном периоде и составила 87% к уровню прошлого года.
Отмечается положительная динамика перехода детей из одной группы развития в другую.
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - процесс привыкания малышей к дошкольному учреждению (образовательной организации) очень сложный для ребенка и для родителей.
Данные статистики свидетельствуют о том, что здоровье детей находится не на должном уровне. Одной из причин ухудшения здоровья детей специалисты считают их адаптацию к детскому саду. Именно, в возрасте до трех лет многие дети, разлучаясь с матерью уже более осознанно, переживают «эмоциональный стресс» со всеми его отрицательными последствиями.
Поэтому я придаю очень большое значение проведению адаптационного периода. По-моему мнению, самым трудным является преодоление страха родителей перед неизвестностью - «Мой малыш идет в детский сад».
К сожалению, в настоящее время родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьезно - «Переплачет».
Так как у родителей низкий уровень психолого-педагогической культуры, проявление адаптационного стресса у ребенка они приписывают лишь плохой работе воспитателей. Вот почему необходимо сотрудничество воспитателей с родителями на протяжении всего дошкольного детства, а на начальном этапе, когда проходит адаптация ребенка к детскому саду это стоит на первом месте и является важным компонентом в работе воспитателя раннего возраста.
Мое знакомство с моими будущими воспитанниками начинается задолго до их появления в детском саду.
Так как мы живем в одном поселке, я знаю всех мам и начинаю проводить с ними разъяснительную работу.
Первый мой шаг в этой работе это то, что еще задолго до прихода ребенка в его будущую группу я приглашаю посетить его родных: маму, папу, бабушку и дедушку. Провожу экскурсию по группе, показываю, рассказываю, предлагаю ознакомиться с игрушками и материалом, находящимися в группе. Подробно освещаю все стороны жизни в детском саду: режим дня, виды занятий, как и какими игрушками можно эффективно помочь ребенку в его развитии, знакомлю с персоналом детского сада.
Первое заочное знакомство происходит через анкету – знакомство. Вопросы касаются только того, что любит малыш, что умеет, как называют его дома, что больше волнует мам и пап.
Второй шаг – это посещение ребенка на дому. Обычно я заранее договариваюсь с родителями о времени посещения, чтобы своим визитом не причинить не удобства родителям. Знакомлюсь с ребенком, интересуюсь условиями его жизни, в какие игрушки он любит играть, его пристрастиями в еде, привычками. Родителям объясняю, что еще до посещения детского сада необходимо пройти обследование всех специалистов, даю рекомендации по закаливанию детей.
Третий шаг - это приглашение родителей с ребенком в детский сад. Ребенок, чувствуя себя в обществе мамы в полной безопасности, спокойно воспринимает обстановку, в которую он попал. Общение происходит на уровне: мама – ребенок – воспитатель.
Встречая малыша, разговариваю с ним ласково, приветливо, показываю яркую красочную игрушку: например – петушка. От имени петушка узнаю, как малыш обращается с близкими (объясняется жестами и мимикой или символами, какая у него любимая игрушка, предлагаю маме принести ее, чтобы вместе с маленьким хозяином рассмотреть игрушку, поговорить о ней, рассказать потешку, узнаю, любит ли малыш рассматривать картинки, книги.
А потом наступает день, и ребенок делает свой первый шаг в совсем новый, чужой мир, который, возможно, станет близким, интересным, любимым и просто своим.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки. Шкафы с веселыми картинками, мини – игровая зона с мягкими игрушками, дидактической куклой Катей, помогают пригасить беспокойство малыша. И улыбка воспитателя, помощника воспитателя, улыбки всех детей добрые и заинтересованные, адресованы только ему. Новичку уже знакомы воспитатели. Потому что он несколько раз с мамой играл с нами в песочнице, качался на качели, наблюдал за окружающим миром.
К незнакомой и новой обстановки группы ребенка приучаем постепенно. Первые три дня малыш находится вместе с мамой в группе около двух часов. Затем оставляем без мамы на два три часа до обеда.
В группе созданы все условия, в раздевалке на журнальном столике я поставила «волшебный домик», в который поместила разные игрушки. Малыш может просунуть руку в дверь домика и достать игрушку, которую мы потом рассматриваем, обыгрываем. В группе детей встречает Колобок (дидактическое пособие, который протягивает малышу свои мягкие ладошки, как бы здороваясь, и приглашает его в группу.
Дома у каждого малыша есть своя любимая игрушка. И малышу порой трудно расстаться с ней. Он приносит игрушку в детский сад. Прошу ребенка познакомить меня с ней, так вхожу в доверительный контакт с малышом. Затем предлагаю ребенку осуществить с игрушкой действия: поплясать, напоить чаем, покатать на коляске, построить для нее домик из строительного материала.
Для достижения положительных результатов, я стараюсь создать в группе мирную доброжелательную обстановку. Для этого использую совместные с детьми игры, совместное рассматривание книг, ежедневное чтение сказок и потешек, общение маленьких детей со старшими детьми для этого приглашаю детей со старших групп к нам в группу.
Используя также живые картинки. Они привлекают детей тем, что неожиданно меняю свой вид. Заставляют детей отвлечься от мыслей о маме. Особое внимание уделяю потешкам, пестушкам, стихам. Я обратила внимание на то, что каждая потешка, шутка доставляет малышу радость, в особенности, если называешь имя малыша.
Чтение потешек сочетаю с движением, которые выполняет не только тот малыш, который вновь поступил, но и все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока», и прибаутки («Ладушки- ладушки»).
В игре «Ладушки» я использую имена всех детей : «маслом поливала, детушкам давала: Косте два, Ульяне два, Диме два». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в обыгрывании потешки не только голосом, но и движениями. Например, читая потешку «Котя, котенька, коток» предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика.
Очень эффективен прием использования художественного слова во время приема детей и проведение режимных моментов. Настоящим открытием в этом плане стали для меня «Уговорушки» Н. Пикулевой.
Стараюсь разнообразить заученные наизусть потешки типа «Водичка, водичка…». Конечно, ребенок не сразу воспринимает стихотворный текст, и только после неоднократного повторения, старается подговорить слова, с радостью воспринимает уже знакомый текст.
И мысль «Меня не любят!», «Меня бросили!» постепенно исчезает, когда уходит мама на один час, а потом и на два часа и далее, пока ребенок не привыкнет (срок очень индивидуален, может быть легкий, средний и тяжелый).
Плачут ли дети? Конечно, поначалу плачут. Но я думаю, это как бы и хорошо. Вызывает большое беспокойство тихий, замкнутый в себе ребенок. Плач – это эмоциональная разрядка, по-другому они пока не научились снимать нервное напряжение.
Ни в коем случае нельзя ломать привычки детей, будут ли они хорошие или плохие. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад имеются привычки к укачиванию, сосанию пустышки, то отучать от них следует постепенно и дома, а потом уже и в детском саду.
Малыш может принести в группу любимые игрушки или милые пустячки, с которыми он не расставался дома. Как приятно видеть, когда малыш смело, шагнул в группу, радуется, делится своими впечатлениями. Он ждет от нас внимания, ласки и любви. И мы как можем, стараемся не обмануть его надежд. Сделать все, чтобы в детском саду детям было уютно, спокойно, радостно и интересно.
Для того чтобы работа с детьми была эффективной и проводилась с учетом индивидуальных особенностей каждого, необходимо максимально точно установить уровень развития малыша.
К первой группе – относят детей с нормальным развитием, когда все показатели соответствуют календарному возрасту или несколько опережает его.
Во вторую группу – входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на третьем году жизни на первый квартал, на третьем году жизни на полугодие).
В третью группу – включают детей с более глубокой задержкой в развитии на два эпикризных срока.
В четвертую группу – включают детей с еще большей задержкой в развитии, чем в третьей группе на три эпикризных срока.
В пятую группу – входят дети с очень глубокой задержкой в развитии на четыре эпикризных срока.
Постоянное доброжелательное отношение со стороны взрослого, поощрение за малейший успех, подбадривание дает хороший положительный результат. Ребенок быстрее адаптируется, с радостью идет в детский сад.
Обычно период адаптации детей к условиям детского сада не превышает одного месяца. Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, я стараюсь максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Я считаю, процесс адаптации детей стал проходить более спокойно, безболезненно вследствие его правильного проведения.
Анализ адаптации 12 вновь поступивших детей показал, что:
6 человек 50% легкая степень адаптации
4 человека 33% средняя степень адаптации
2 человека 17% тяжелая степень адаптации
У детей легче стал протекать период адаптации, что свидетельствует о правильном его протекании.
Анализ заболеваемости показал, что дети меньше болеют в период адаптации и в адаптационный период.
Заболеваемость за шесть месяцев 2014 года – шесть, восемь дней на одного ребенка, что составляет 87% в сравнении с 2013 годом.
Отмечается положительная динамика перехода детей из одной группы развития в другую.