Ольга Коржанова
Проектная деятельность по формированию творческой активности старших дошкольников. Мини-музей «Глиняная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей как компонент
формирования творческой активности старших дошкольников
Коржанова Ольга Анатольевна
воспитатель
МДОУ № 12 «Сказка»
Приоритетным направлением МДОУ №12 является художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста, поэтому важной задачей педагогической деятельности считаем формирование творческой личности, обеспечение индивидуальной линии комплексного развития каждого ребёнка.
Темочки:
- Игрушки. Мини-музеи
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Формирование творческой активности дошкольников происходит при одновременном взаимодополняющем развитии мотивационного, креативного и интеллектуального компонента личности ребенка.
При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения учитывался интегративных подход к организации развивающих центров активности.
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, детей и их родителей, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, и открывают новые подходы к организации среды группы. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего – то нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. К вариантам новых компонентов среды можно отнести мини-музей.
На нашей группе реализовывался проект, в результате которого был создан мини-музей «Глиняная игрушка».
Цель данного проекта : подарить детям радость творчества, познакомить с историей народно-прикладного искусства, формировать творческую активность в процессе продуктивных видов деятельности.
Содержание экспозиции:
Глиняные игрушки : дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская. Истории их создания.
Литературный ряд: народные песни, потешки, заклички, загадки, стихи об игрушках, авторские сказки, составленные на основе каргопольской сюжетной игрушки.
Музыкальный ряд: аудиозаписи с народными обрядовыми песнями, которые пелись во время изготовления глиняной игрушки, хороводы, колыбельные.
Зрительный ряд: репродукции с изделиями народных промыслов, альбомы с эскизами, схемами изготовления игрушек.
Дети обследуют игрушки : рассматривают, используют их как музыкальные инструменты, с их помощью рассказывают сказки и придумывают новые, и используют их в своих играх.
Игрушки используются на занятиях, в том числе и интегрированных. Такое дополнение делает занятия ярче, вызывает интерес дошкольников, развивает познавательную, а значит и творческую активность, развивает речь детей, воображение, интеллект воспитанников.
Особое место занимает работа по художественно-эстетическому направлению: дети знакомятся со свойствами материалов, изучают технику лепки игрушек, элементы росписи.
Используют нетрадиционные техники рисования в работе. Для этого создали «Творческую мастерскую», наполнив её необходимыми для продуктивных видов деятельности материалами.
Именно здесь воплощаются творческие замыслы детей, раскрывается их фантазия, воображение, стремление к созданию новых более интересных работ, что формирует их творческую активность.

Для работы в мини-музее, были изготовлены развивающие игры: разрезные картинки, лото «Народные промыслы», «Собери игрушку», «Выложи нужный узор».
Важной особенностью мини – музея является совместная деятельность детей и их родителей, создание совместных творческих работ, которые пополняют экспозиции мини-музея.

Работа с родителями строится следующим образом:
-анкетирование родителей на тему «Любимые игрушки»;
-консультации для родителей: «Чудо глина», «Поделки из глины своими руками», «Знакомим детей с народной игрушкой», «Поговорим о креативности»;
-экскурсия родителей в мини-музей «Глиняная игрушка»,
-подготовка материалов и образцов для работы;
-мастер-класс; изготовление игрушек для мини-музея совместно с детьми; выпуск бюллетеня;
-создание фотогазеты «Папа, мама, я – творческая семья!»
-совместная выставка поделок «Лавка чудес».

Рассматривая выставки детского творчества, дети видят каждый свое произведение среди других, могут понять их достоинства. Это побуждает их творческую активность. А поделки – размещены практически во всех миницентрах : музыкальном, игровом, конструктивном, изодеятельности.

Таким образом, мини-музей «Глиняная игрушка» стал неотъемлемой частью развивающей среды группы, внёс эффект новизны, помог вовлечь родителей к совместной творческой деятельности, что способствовало желанию детей включаться в творческую деятельность, стимулировало воображение и творческую активность каждого воспитанника.