Юлия Берникова
Опыт работа по изучению правил дорожного движения в ДОУ
Обучение детей правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья. Познакомить детей с данными правилами, научить его культуре поведения на улице, в общественном транспорте, на проезжей части – основная задача взрослых.
Публикация «Опыт работа по изучению правил дорожного движения в ДОУ» размещена в разделах
С 2014-2018 учебный год наше дошкольное учреждение являлось областной пилотной площадкой по реализации программы «Ребенок и дорога». Это позволила нам создать богатую методическую и материально-техническую базу, повысить педагогическую компетентность воспитателей, накопить большой опыт для работы в данном направлении
Целью нашей работы является - формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.
Данная цель достигается в одновременном решении следующих задач:
- внедрение инновационных форм и методов обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий;
- формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
- развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице
- взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Успех педагогического процесса вплотную зависти от правильно и планомерно выстроенной педагогической деятельности. Поэтому нами был разработан и внедрен в деятельность ДОУ перспективно-тематический план работы на каждую возрастную группу. В разделах плана учтены различные виды детской деятельности: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, продуктивная деятельность, подвижны, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Решение логических задач, лабиринтов, ребусов, беседы, наблюдения, целевые прогулки и экскурсии и т. д.
Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий начинается с младшего возраста, с последовательным усложнением задач, согласно требованиям основной реализуемой в ДОУ программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и регламентируется «Правилами дорожного движения Российской Федерации».
Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. Педагогический коллектив нашего ДОУ при реализации задач использует личностно-ориентированные технологии: темы, ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
Для пополнения и апробирования своих знаний была создана учебно игровая площадка (автогородок, которая позволяет, не выходя за пределы дошкольного учреждения, систематически и целенаправленно упражняется во время прогулок в правилах дорожного движения с использованием перекрестка, пешеходных переходов, разделительных полос, дорожных знаков, примерить на себя роль водителя, пешехода и сотрудников дорожно-постовой службы.
Для закрепления полученных знаний в ДОУ организован цент по изучению правил дорожного движения. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся с работой светофора, с действием перекрестка, дорожных знаков. Знакомятся с основами поведения пешеходов, водителей. Изучают различные виды транспортных средств. Центр оснащен программно-методическим комплексом «Фантазеры» - многопользовательская версия для образовательных учреждений, адаптированная для работы с интерактивной доской.
В своей практике педагоги широко применяют дидактические, настольно-печатные сюжетно-ролевые игры такие, как «Законы улиц и дорог», «Изучаем дорожные знаки», «Улицы нашего города», «Три сигнала светофора», «Занимательное лото», «Дорожное домино».
Ребята с удовольствием изучают дорожную азбуку, просматривая видео и мультфильмы: детский развивающий мультфильм - «Дорожные знаки для детей», обучающие мультфильмы «Сказки ПДД для детей», развивающие мультфильмы про светофор, «Смешарики - поездка на телестудию», уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дороге».
В ходе организации праздников, развлечений, акций таких, как викторина для детей, педагогов и родителей «Вопрос-ответ», музыкальное развлечение «У светофора каникул нет», акция «Безопасная дорога», велопробег «Мы за безопасное движение!», выставки детских работ «Город моей мечты», «Улицы нашего города», «Красный, желтый, зеленый», флэш-моб «Безопасная дорога, педагоги стремятся воспитывать у детей чувство радости, интереса, желание участвовать в мероприятиях, получать новые знания, закреплять пройденный материал.
За годы работы у дошкольного учреждения сложились положительные связи с работниками ГИБДД. Сотрудники проводят регулярные встречи с детьми, родителями воспитанников.
Принимают активное участие в организации занятий, развлечений, праздников. Помогают в подготовке акций, экскурсий, рейдов. Посещают дни открытых дверей, выступают на родительских собраниях, знакомят родителей со статистикой дорожных происшествий, дают исчерпывающие, профессиональные ответы на задаваемые вопросы.
В нашем детском саду ведется большая работа по правилам дорожного движения среди родительского сообщества. Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов, участвуют в конкурсах, выставках. На базе ДОУ создан детско-родительский клуб «За безопасность дорожного движения»
Участники клуба ведут агитационную работу среди родителей и педагогов, совместно с детьми организуют акции и рейды по городу, раздают листовки и буклеты по профилактике ПДД среди жителей города, принимают активное участие в театральных простановках, праздниках, развлечениях, днях открытых дверей.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов обеспечивает формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды. В методическом кабинете собран различный материал по обучению детей ПДД такой, как: О. Александрова «Урока вежливости» - мой первый урок, Москва, 2010, Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - ознакомление дошкольников с ПДД, (методическое пособие, Мозаика Синтез 2010, «Учим правила дорожного движения» - Ювента, 2015, «Безопасная улица» - обучающие сказки для детей 2-5 лет, Интерпрессервис, 2011, «ПДД для детей» - нескучные уроки для безопасности, Эксмо, 2013, Методические рекомендации по проведению практических занятий для детей в автогородке, Зарница, 2014. И т. д.
Набор плакатов «Правила дорожного движения» для дошкольных образовательных организаций, ООО «Платина», «Безопасность на дороге» - плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ, Мозаика Синтез, 2013,
«Правила дорожного движения» - информационно-деловое оснащение, «Детство-пресс».
Сборники планов-конспектов образовательных мероприятий, методические рекомендации по обучению воспитанников ДОО основам ПДД: «Три сигнала светофора» - методические рекомендации по обучению детей 5-7 лет ПДБ, Т. Ф. Саулина, Мозаика Синтез, 2010г., «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»- методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников, Л. А. Кузора, И. В. Петрова и многое другое.
Помимо этого во всех возрастных группах оформлены информационные уголки для родителей, в которых размещены рекомендации, практические советы, консультации.
Педагоги активно участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах, представляют педагогический опыт на городских методических объединениях, публикуют статьи и методические пособия на педагогических сайтах. Наши выпускники демонстрируют положительные знания правил дорожного движения, дорожных знаков, различных видов транспорта, ориентируются на улице и дороги, владеют культурой поведения пешехода, проезда в общественном транспорте. Согласно анализу усвоения целевых ориентиров дошкольники показали положительные результаты усвоения программы.
Итоговые показатели значительно превышают стартовые, что говорит о том, что выпускники имеют высокий уровень знаний по основам безопасного поведения на дорогах. время не стоит на месте. Современное общество предъявляет к педагогам повышенные требования, но и сами воспитатели нашего детского сада постоянно стремятся самообразовываться, самосовершенствоваться. В планах на будущее продолжить работу по обучению дошкольников правилам дорожного движения, уделить особенное внимание качеству образовательного процесса, максимально приблизить его к практической деятельности.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасностей на дорогах. Интерес у воспитанников и их родителей знаний правил дорожного движения возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны. Правила дорожного движения должен знать каждый человек. Они очень важны. Ведь эти правила помогают нам сохранить самое главное – жизнь!