Приложение МААМ

Опыт, проблемы, инновации при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Нина Прохорова
Опыт, проблемы, инновации при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Хотелось бы рассказать о системе работы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии в процессе учебной деятельности. Наш детский сад имеет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов, ранее данный процесс назывался по-другому – совместная коррекционная работа сотрудников ДОУ и семьи с последующим планированием в закреплении социальных навыков у особых детей. Со временем количество детей с трудностями в обучении стало расти, и на первый план выходит необходимость в коррекционной педагогике на ранних стадиях развития ребенка. С выходом положения о ППК эта работа приняла четкие очертания, появилась структурированность, на сегодняшний день появилась полезная возможность рассказать о системе психолого-педагогического сопровождения детей, не только особых детей, но и других посещающих массовые группы в ходе учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Опыт, проблемы, инновации при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования — это систематическая деятельность педагогов специалистов, направленная на создание эффективных условий воспитания, обучения, развития и социализации воспитанника. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Главная цель инклюзивного образования – дать всем детям возможность принимать активное участие в общественной жизни, а также коррекция, преодоление нарушений в развитии, стремление раскрыть заложенные в них способности и обеспечить плавный переход на новую ступень образования.

Психолого-педагогический процесс – это не разовое занятие, не единовременная помощь, это длительный процесс, который должен быть выстроен, организован, продуман и спланирован. Главная идея инклюзивного образования, когда все дети комфортно чувствуют себя друг с другом в той атмосфере, в которой они находятся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Выявление, анализ проблем и причин трудностей у ребенка на уровне ППК в ДОУ. На данном этапе происходит наблюдение за ребенком в детском саду, изучается анамнез, предоставленный на ребенка на данный момент, затем сведение всей информации на консилиуме и доведение до сведения родителей в ходе личной беседы в ДОУ. Задача детского учреждения информировать родителей таким образом, чтобы они делали правильные выводы из бесед и консультирования и принимали правильные решения, то, над чем работают специалисты в д/с, желательно, чтобы семья ребенка подхватывала и продолжала занятия дома.

2. Реализация индивидуального маршрута сопровождения. Если решение о занятиях по особой программе принято, то данный пункт неразрывно связан с психологической поддержкой семьи.

3. Психолого-педагогическая поддержка семьи. Жизнь, большинства семей, с детьми с особыми нуждами, сопровождается негативными переживаниями, поэтому родители так же нуждаются в понимании и поддержке Работа должна выстраиваться в согласии и принятии родителями диагноза, семья является частью команды помощи для своего исключительного ребенка.

4. Формирование родительской ответственности за развитие и воспитание ребенка.

5. Оценка эффективности сопровождения на уровне детского сада.

Хотелось бы более подробно остановиться на психолого-педагогическом сопровождении близких людей для ребенка с ВОЗ. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и воспитания своего ребенка, для нас первостепенно. По итогу обследования ППК, когда уже определена ближайшая зона развития и полученные данные ложатся в основу построения индивидуального маршрута, тогда необходимо провести с родителями очень большую работу. Установление доверительных отношений с родителями достигается путем личных встреч и беседой в мягкой обтекаемой форме без излишнего давления. Требуется со стороны детского учреждения показать заинтересованность в успехе их ребенка и указать на прикладываемые усилия для достижения всех вышеуказанных задач, которые приведут к одной цели- цели успешной социализации малыша в будущем.

При взаимодействии с детьми педагог психолог осуществляет свое воздействие в индивидуальной и подгрупповой форме, направленной на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы (на взаимодействие со сверстниками и пробуждение интереса к другим детям). Очень важный момент, когда ребенок с инвалидностью попадает в общую группу с другими детьми, мы используем методику, которая направлена на снятие психоэмоционального напряжения у малышей. В данных методах разработаны упражнения с учетом особенностей восприятия ребенка, способности воображать, фантазировать, имеются упражнения для снятия мышечных напряжений, упражнения на повышение самооценки у детей. При регулярном выполнении данной системы методов и упражнений дети становятся спокойнее, что благоприятно влияет на их эмоциональную сферу. Так же используются программы для работы с ребенком с СДВГ, которые направлены на формирование координации движений, на расслабление и на мышечный тонус.

Для принятия в общей массовой группе детей с особенностями проводится глобальная работа, для того чтобы, другие сверстники приняли ребенка, у них было сформировано взаимодействие, что бы ребенок не чувствовал себя «иным». Необходимо научить ребят действовать на равных, для этого нужно большое мастерство педагогов, которые непосредственно занимаются с этими детьми. В данной ситуации на помощь педагогу-воспитателю приходят психолог, логопед, тьютор для сопровождения ребенка, т. к. необходимы дополнительные проговаривания инструкций к выполнению заданий, для того чтобы и особенный ребенок мог получить образовательную программу и другие дети в группе.

Можно выделить и роль воспитателя во всем процессе - потому что все направления работы специалистов дошкольного учреждения сосредотачивается в итоге у воспитателя, они создают развивающую среду с учетом работы других специалистов и способствуют формированию навыков социализации, коммуникации, самообслуживания, познавательно-речевого развития и игровой деятельности, развитию творческой активности, двигательной сферы. Совместная работа ведется всем педагогическим составом ДОУ, что и отражается в планах рабочей деятельности у воспитателя, и каждый день проходит взаимосвязь между специалистами и воспитателем, в том, что продолжается работа с ребенком на группах, как индивидуально, так совместно.

При взаимодействии с родителями на коррекционно-развивающем этапе психолог-педагог осуществляет консультационно-просветительскую практическую работу на индивидуальных встречах. На опыте нашего детского сада групповые встречи показали не столь высокую продуктивность, как индивидуальные. Поэтому наша основа работы — это индивидуальный подход. Мы в деликатной форме доводим до родителей результаты обследования, объясняем особенности личности малыша, его поведение, знакомим с индивидуальной программой, которая составлена лично для него и теми действиями, которые родители должны продолжать выполнять дома, чтобы наша работа была эффективна. Родители не всегда идут нам на встречу, их нужно деликатно убеждать, не все педагоги, у всех разный уровень знаний по теме, поэтому при встречах мы прорабатываем материал, можно выразиться «учим» родителей методикам (например, дыхательной гимнастике, как правильно подавать инструкции, какое количество повторов стоит делать, чтобы ребенок мог справиться с заданием.

По итогам всей работы мы всегда организуем показ открытых занятий, выставки достижений, праздники и другие мероприятия совместно с родителями, что позволяет демонстрировать достижения и успехи их чад и способствуем сплочению семьи через совместную деятельность. На итоговом собрании ППК мы анализируем работу и намечаем стратегии будущей работы.

В психолого-педагогической работе очень важно установить правильные отношения с родителями, мы должны оказывать им не только профессиональную поддержку, но и помочь им осуществить их мечты и надежды, чтобы их ребенок смог ощутить всю полноту жизни, вырваться из замкнутости и стать образованным членом общества.

Литература

1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Московский городской психолого - педагогический университет, 2019. – с. 10-15

2. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр. : с. 91

3. Будникова Е. С., Резникова Е. В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации Е. С. Будникова, Е. В. Резникова. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 110с.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт, проблемы, инновации при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 5 сентября 2024 в 23:38
+54Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт, проблемы, инновации при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Нина Прохорова (УИ 1328467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД