Получи документы

Опыт применения различных методик при организации продуктивной деятельности

Ольга Перебейнес
Опыт применения различных методик при организации продуктивной деятельности
▼ Скачать +Заказ

Перебейнес Ольга Александровна,

Воспитатель, первая квалификационная категория,

МБДОУ «Детский сад №29», г. Вышний Волочёк, Тверская область, РФ

Опыт применения различных методик для создания заинтересованности у детей 5 ти – 6 ти лет при организации продуктивной деятельности.

1. Краткая аннотация работы:

Данная работа может представлять интерес для воспитателей дошкольных групп в ДОО при организации самостоятельной работы детей и совместной работы воспитателя с детьми в уголке продуктивной деятельности (труда).

2. Содержание

2.1 Введение.

Публикация «Опыт применения различных методик при организации продуктивной деятельности» размещена в разделах

2.2 Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности в ДОУ.

2.3 Организация и руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.

2.4 Эффективные методы и приёмы при организации и проведении продуктивной деятельности.

2.5 Заключение.

3. Список используемой литературы.

Опыт применения различных методик для создания заинтересованности у детей 5 ти – 6 ти лет при организации продуктивной деятельности.

Введение.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка. В старшей группе основное внимание уделяется развитию самостоятельного творчества. Поэтому воспитатель предоставляет детям больше свободы в выборе темы, художественного материала и способа создания образа. На занятиях, которые проводятся по изобразительной деятельности времени на закрепление и совершенствование у детей необходимых навыков не хватает и эта работа переносится на самостоятельную деятельность и совместную работу с воспитателем в уголке труда.

Самостоятельная деятельность имеет большое значение в развитии творчества ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточиться на изготовлении своей поделки или постройки, подобрать нужный материал, найти необычное конструктивное решение, сделать тот предмет, который захочет.

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности в ДОУ.

Разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия);

Потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и с другими детьми;

Бескорыстное удовольствие от самого процесса творчества и результата;

Подарить, привлечь внимание других к содержанию своей работы: потребность ребёнка получить удовлетворяющее его отношение к своей работе;

Подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чё м они будут рисовать на следующий день на тему: «Чудо – цветы»);

Упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий, аналогичной деятельностью взрослых, других детей);

Игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально – творческие игры, готовят атрибуты к своим костюмам, передающие характер героев постановок);

Воплощение собственных замыслов ребёнка.

Привычку ребят работать в уголке труда, самостоятельно делать различные поделки и атрибуты для игр в своей работе я формирую постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. В первое время стараюсь ненавязчиво использовать в процессе повседневной жизни удобные ситуации для привлечения детей к творчеству в уголке труда. Любое занятие по продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) провожу в игровой форме.

Конечно, в группе всегда найдутся дети, которые на данный момент не испытываю интереса к этому виду деятельности. Таких ребят стараюсь не принуждать. У меня всегда найдётся время, для того, чтобы, заинтересовав необычной, интересной игрой, можно будет вовлечь ребёнка в работу по самостоятельной художественной деятельности. Я ни в коем случае не навязываю детям свою волю, даже если с кем-то из них запланировала индивидуальную работу. Совместная работа должна приносить ребёнку радость и ни в коем случае не должна быть наказанием за неуспехи на занятии.

Самостоятельная художественная деятельность детей – это индивидуальная работа или совместный труд детей не больших подгрупп.

Организация и руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.

Организация игровой формы изобразительной деятельности способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (игровые упражнения. Игровые ситуации, процессуальная игра и т. п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, поэтому появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становиться более интересной, становясь частью этой игры, вызывает яркий эмоциональный отклик, создаёт лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что –либо.

Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Самостоятельность у дошкольников в продуктивной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание её требует соблюдения определённых педагогических условий. Которые помогают избежать ошибок. Организовать работу наиболее эффективно. Поэтому я всегда тщательно продумываю методы руководства самостоятельной деятельностью. Оказываю детям необходимую помощь: помогаю организовать игру, активизирую малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая проявлять собственную инициативу, помогаю оформить замысел, когда он не отчётлив, советую в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний неприемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво.

В руководстве самостоятельной деятельностью я использую только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручение, просьба)

Игровой художественный персонаж, (волшебник, учёный, зимушка –зима, и др.) ставит перед детьми проблемную ситуацию, дети её решают (продуктом является рисунок, аппликация, вылепленный предмет, постройка).

1. Проблемная ситуация (кому-то нужна помощь, забота)

2. Мотивация деятельности (вы хотите помочь? Как это можно сделать)

3. Обсуждение предстоящей деятельности :

- Что мы задумали сделать? (я (мы) задумал слепить. Нарисовать, построить и т. д.)

- Из чего будем делать? Какой материал будем использовать? (Мне (нам) понабиться… дети перечисляют цвет, количество, размер материалов, которые будут использовать (бумага, клей. Краски и т. д.)

- Как мы будем делать? (я (мы) будем делать по порядку. Как делать по порядку я покажу и расскажу1)

- Что у нас получится? (у меня (у нас) получится «чудо»! Результат! (Называют конечный продукт. Который запланировали сделать)

4. Показ деятельности воспитателем (алгоритм выполнения, образец)

5. Подготовка рабочего места.

Дети самостоятельно готовят себе рабочее место: всё необходимое заранее выставлено в центре большого стола.

Для рисования приносят подкладку, подставку для кисточек, мягкую кисточку, тёмную салфетку (чтобы снимать излишки воды с кисти, воду, краску, бумагу, стул.

Для аппликации и ручного труда приносят подкладку, подставку под кисточку, жёсткую кисточку, клеёнку, клей, светлую салфетку (чтобы снимать излишки клея, бумагу, ножницы (остриём вниз, коробку с готовыми вырезанными формами, стул.

Для лепки приносят подкладку, пластилин (глину, солёное тесто, стеки, подставку со своей картинкой, дополнительные детали, стул.

Для конструирования приносят набор настольного строителя, дополнительный материал (пластины, другие детали). Стул.

6. Выполнение деятельности.

Дети выполняют то, что задумали. Готовую работу показывают герою и рассказывают, как делали, как старались, что получилось – называют продукт. Персонаж хвалит, благодарит. Дети относя готовую работу в заранее отведённое место (стенд, лесенка для лепки и т. п.). Если это постройка из настольного строителя построенная на ленточном столе или на полу. Её оставляем, чтобы обыграть, показать родителям.

7. Уборка рабочего места.

Дети самостоятельно убирают своё рабочее место уносят по одному предмету, соблюдая правила безопасности.

8. Анализ результата деятельности.

- Как вы думаете, у вас получилось? А у тебя? (Я думаю. Что у меня получилось хорошо, я смог помочь, позаботился).

У меня не получилось, я хочу сделать ещё раз. А мне волшебник (Мишка) сказал, что я молодец! (Выслушать все ответы детей).

- какие вы все молодцы! Всем спасибо! (Тем, кто хочет переделать, доделать, свою работу, можно будет сделать в следующий раз)

9. В заключении можно провести динамическую паузу.

Эффективные методы и приёмы при организации и проведении продуктивной деятельности.

Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности является освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. Эта техника представляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, дошкольник может применить её в самостоятельной деятельности.

При ненавязчивом руководстве деятельностью ребёнка необходимо убедиться в том, знает ли он, что будет изображать, что ему для этого понадобиться. Часто бывает, что дошкольник принимается за работу без отчётливого представления о том, что будет делать. В результате не успев начать, он бросает, снова берётся и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встречаются затруднения, советую, как их преодолеть. Ребёнок нуждается в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от организованной деятельности время, подписываю и храню в специальной папке.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако, можно организовать её и на улице : рисовать цветными мелками, лепить из глины, рисовать с натуры цветок, листья (акварелью. Гуашью, пастелью, цветными карандашами, создавать на песке из камушков изображения (солнышка, животных, людей, изготавливать изделия из папье –маше, изготавливать поделки из сучьев и веток растений; зимой – создавать скульптуры из снега с использованием цветного льда для украшений.

Большое значение для всестороннего развития личности ребёнка имеет индивидуальный подход. Который базируется на знании специфических особенностей каждого воспитанника. При подборе заданий учитываю уровень развития изобразительных умений и навыков. Подбираю методы и приёмы руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Немаловажным выступает и организация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребёнком. Оно направлено на позицию партнёрства. Сотрудничества с ребёнком, на признание взрослым его самостоятельности, как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. В своей работе я стараюсь установить с каждым ребёнком такие отношения, при которых он видел бы во мне лицо, которое глубоко интересуется им. у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Проанализировав все условия, намечаю задачи, методы и формы работы с каждым ребёнком в отдельности и только затем приступаю к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Для формирования у детей интереса к самостоятельному труду провожу выставки разнообразных поделок, награждаю лучших призами. Поощряю всех участников выставки.

Заключение.

Самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определённый объём навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос способов действий в совершенно новые условия, ситуации. Ребёнок действует по своей собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, развивается и обогащается на основе переноса в неё усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребёнку эстетического отношения к окружающему. Этому способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями. Умелое педагогическое руководство.

Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребёнка. Задача воспитателя – заботиться о развитии интереса к изобразительной деятельности вне занятий у дошкольников, желания пробовать свои силы в различных её видах.

Список используемой литературы.

1. Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез. Москва 2015 г.

2. Т. С. Комарова. Развитие художественных способностей дошкольников. Современный образовательный стандарт. Издательство Мозаика – Синтез. Москва 2014 г.

3. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. Планирование. Проектирование содержания. Методические рекомендации. Издательский дом «Цветной мир». Москва 2017 г.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Использование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельностиИспользование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельности Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» это высказывание.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт организации тематического дня «23 марта — День борьбы с вирусами на МAAM» с детьми 4 летОпыт организации тематического дня «23 марта — День борьбы с вирусами на МAAM» с детьми 4 лет Прежде, чем описать наш с детьми тематический день по борьбе с вирусами Заболейка и Захворайка, хочу сказать огромное спасибо МААМ за темы.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт применения различных методик при организации продуктивной деятельности
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 15:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт применения различных методик при организации продуктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Перебейнес в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД