Тонечка Левковская
Опыт педагогической деятельности по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт на защиту категории по олимпийскому движению
Уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию собственный опыт педагогической деятельности по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению через эффективные формы работы в учреждении дошкольного образования.
Буду очень рада, если данный материал поможет Вам!
Публикация «Опыт педагогической деятельности по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению» размещена в разделах
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Одной из актуальных педагогических задач стала координация усилий, направленных на укрепление взаимодействия семьи и педагогов учреждения дошкольного образования в вопросах воспитании в духе общечеловеческих ценностей, морали, дружбы, мира между людьми и народов, повышение роли семьи в воспитании здорового образа жизни, приобщение к идеям олимпийского движения воспитанников.
Олимпийское движение – важная часть культуры человечества. История Олимпийских игр, приобщение к традициям олимпийского движения может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания ребенка.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Очень важно именно на этом этапе сформировать у воспитанников базу представлений и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Из-за образа современной жизни у большинства взрослых и воспитанников наблюдается слабый мотивационный аспект двигательной активности и недостаточное представление о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении, летних и зимних видах спорта.
Ни семья, ни учреждение дошкольного образования не могут заменить один другого. Только вместе можно приобщить воспитанников к физической культуре и спорту, помочь им раскрыть свои физические способности, создавая благоприятные условия для полноценного развития.
Исходя из собственного педагогического опыта, я обратила внимание, что воспитанники, активно занимающиеся спортом, всегда успешны, самостоятельны, талантливы, общительны. Олимпийское движение позволяет мне более эффективно организовать работу по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни и физической культуре.
Поэтому при написании данной работы я перед собой поставила цель: приобщение воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям олимпийского движения в учреждении дошкольного образования используя эффективные формы работы.
Исходя из этого, определены следующие задачи:
изучить методическую литературу по проблеме приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям олимпийского движения; создать условия для приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям олимпийского движения через эффективные формы работы; разработать перспективный план работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям олимпийского движения в учреждении дошкольного образования; применить на практике перспективный план работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям олимпийского движения, используя эффективные формы работы; привлечь внимание родителей и педагогов к приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям олимпийского движения.
Длительность работы над педагогическим опытом составляет два года. В своей работе я опираюсь на нормативные правовые акты. В Кодексе Республики Беларусь об образовании отмечено, что одной из основных составляющих воспитания является «…воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование» [1, с. 21].
Организуя игры, занятия, физкультурные досуги, спортивные мероприятия по приобщению к олимпийскому движению, привлекая всех участников образовательного процесса («воспитанники, их законные представители, педагогические работники») [3, с. 4], мы предоставляем возможность для проявления творческой инициативы воспитанников, родителей, педагогов, всех, кто заинтересован в разностороннем развитии воспитанников через физическую культуру и спорт.
В процессе работы по данной теме изучила методическое пособие С. О. Филипповой, Т. В. Волосниковой «Олимпийское образование дошкольников». В пособии представлена программа «Путешествие в Олимпию», куда вошли методические материалы для подготовки педагогов к занятиям, а также примерные конспекты занятий, направленных на формирование у воспитанников начальных представлений об Олимпийских играх как части общечеловеческой культуры.
Тем, кто хочет узнать об Олимпийских играх как можно больше, адресована познавательная книга «Белорусский олимпийский учебник» под редакцией М. Е. Кобринский и др. На её страницах – рассказ об их славной истории, начиная с древнейших времён, о замечательных олимпийских победах и рекордах, о великих героях Олимпиады разных эпох. Это дает возможность вести работу по приобщению воспитанников к олимпийскому движению.
Одной из задач моей работы является создание условий для реализации приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению. Для эффективности формирования представлений воспитанников об олимпийском движении созданы необходимые соответствующие условия. В нашем учреждении дошкольного образования имеется спортивное и игровое оборудование на участках, отдельный физкультурный зал, разнообразное физкультурное оборудование: гимнастические стенки, скакалки, обручи, гимнастические палки… Некоторые сложности возникли в подборе наглядного материала для знакомства воспитанников с историей олимпийских игр – не было иллюстраций античных героев. Эта проблема была решена с помощью информационно-коммуникативных технологий. Были сделаны наглядные пособия по зимним и летним видам спорта, оформлен альбом «Белорусские Олимпийские чемпионы». На базе учреждения дошкольного образования создан стенд «Физкульт-Ура», где располагается информация об олимпийском движении, символике, выдающихся белорусских спортсменах. Кроме того, оформила дидактическую игру «Разрезные картинки: Спорт», целью которой является знакомство с видами спорта, которую в дальнейшем воспитанники применяют в самостоятельной деятельности. Так же пополнила настольно-печатные игры о здоровом образе жизни, о видах спорта, о спортивном инвентаре «Четвертый лишний», «Подбери пиктограмму», «Какой это вид спорта» и другие.
В практике своей работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм работы.
Мною используются следующие формы работы:
• изготовление олимпийской символики;
• «олимпийские викторины»
• оформление стенда «Физкульт – Ура!»;
• рассматривание книг и альбомов, посвященных спорту,
Олимпийским играм;
• составление сценариев к праздникам, досугам, дню здоровья,
конспектов к физкультурно-познавательным занятиям, беседам.
• создание мультимедийных презентаций.
При составлении сценариев и конспектов занятий применяла различные беседы, эстафеты, игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения, викторины, использовала разминку под музыку. Подбираю игры, эстафеты с учётом возраста, состояния здоровья, индивидуальных способностей и интересов воспитанников. Элементы спортивных игр и упражнения укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Занятия с элементами спортивных игр и упражнений способствуют воспитанию у воспитанников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с элементами спортивных игр и упражнений способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к олимпизму, как культурному наследию человечества.
Особое внимание в этой работе я уделяла составлению мультимедийных презентаций, которые использовались эпизодически на протяжении всего занятия, досуга, праздника, то ли для беседы. Здесь воспитанники имеют возможность хорошо рассмотреть олимпийскую символику и изучить термины, ознакомиться с олимпийскими чемпионами нашей страны, выполнить задание, получить награду за конкурс. Использование мультимедийной презентации позволяет мне сделать активный отдых эмоционально окрашенным, интересным, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности, открывает возможности для развития воспитанника, так как позволяет в игровой форме моделировать и проживать разнообразные реальные и воображаемые ситуации.
Составила сценарий «Навстречу Олимпийским победам», совместного спортивного праздника среди воспитанников нашего учреждения дошкольного образования и учащимися районной гимназии. В спортивных эстафетах участвовали наши воспитанники и учащиеся 2 класса Ельской районной гимназии. Данное мероприятие было проведено в рамках районного этапа областного спортивно-массового мероприятия, посвящённого проведению зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, "Soohorang встречает друзей" с целью пропаганды физической культуры и спорта, идеалов олимпийского движения, красоты культуры движений, преемственности между учреждениями дошкольного и общего среднего образования в физкультурно-оздоровительной работе. Моя работа заняла первое место в районе и была отправлена на областной этап.
С помощью презентации рассмотрели символику Олимпийских игр – это олимпийский флаг, кольца, огонь, олимпийские медали, талисманы.
В рамках Дня Здоровья провела с воспитанниками беседу с просмотром мультимедийной презентации на тему «Вторые Европейские игры.
Творческие формы закрепления полученных представлений способствовали созданию доброжелательной атмосферы, положительного психологического климата, и нашли наибольший интерес и отклик у воспитанников. Так, в ходе проведения викторины, у воспитанников расширился словарный запас об олимпийских видах спорта, ими были проявлены такие личностные качества, как коллективизм, ответственность, дружелюбие, взаимопомощь.
Малые Олимпийские игры - массовое мероприятие, участниками которого являются воспитанники дошкольного возраста, их родители, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитатели.
С целью вызвать у воспитанников дошкольного возраста интерес к Олимпийским играм и создать условия ощущения сопричастности к важнейшим событиям современности, летом я организовала малые Олимпийские игры в учреждении дошкольного образования.
В день открытия был организован спортивный праздник, посвященный малым Олимпийским играм «Кольца дружбы» с использованием мультимедийной презентации. Устроили настоящий праздник, предварительно проведя ознакомительные беседы, в которых рассказали об истории Олимпийских игр, познакомила воспитанников с видами спорта, спортивным инвентарем, спортсменами – Белорусскими Олимпийскими чемпионами. В ходе праздника, применяю олимпийскую символику – флаг, гимн, клятва, девиз, медали, огонь, эмблема.
Во время проведения эстафет воспитанники учились спортивному поведению, взаимоуважению, воспитывали силу воли и узнали, что значит «стремиться к победе».
Очень важно применять такие виды эстафет среди воспитанников, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам идей олимпийского движения, ориентируют участников на духовно-нравственные и гражданско-патриотические ценности, формируют стремление к самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному поведению.
Воспитатели групп помогают в организации активного отдыха, выставок детских работ, проводят с воспитанниками занятия по знакомству с олимпийским движением, привлекают родителей к сотрудничеству. В помощь воспитателю для работы с воспитанниками в организации нерегламентированной деятельности и специально организованной деятельности я составила картотеку загадок, пословиц, поговорок и стихов про спорт, и различные виды спорта. (Приложение 3)
Музыкальный руководитель разучивает песни о спорте, знакомит со спортивными маршами, учит движениям под музыку – ритмопластике.
Родители также принимали участие в подготовке к проведению малых Олимпийских игр, изготавливали эмблемы для команд, лозунги для болельщиков. Я рекомендовала родителям рассказывать дома воспитанникам о спорте, разучить спортивные песни, стихи. В пропаганде идеи олимпийского движения я широко использовала наглядную агитацию, оформила специальный стенд для родителей «Физкульт–Ура!».
В результате проведенной работы с воспитанниками по приобщению к идеям олимпийским движения, нужно отметить, что поставленные цели и задачи были реализованы. Опыт оказался интересным, творческим, ярким, воспитанники многое узнали об олимпийском движении, о спорте, попробовали свои силы, ощутили вкус первых побед и поражений.
Анализируя результаты можно сделать вывод, что работа способствовала расширению кругозора у воспитанников старшей группы об идеях олимпийского движения, развитию физических качеств, приобщению воспитанников к здоровому образу жизни.
Такие мероприятия дают позитивный настрой и воспитанникам, и взрослым, объединяют их общими целями.
Внедрение мультимедийного сопровождения при организации активного отдыха у воспитанников в учреждении дошкольного образования привело к тому, что у воспитанников повысился интерес к физической культуре, досугам, праздникам, появилась возможность для творческого самовыражения. В процессе занятий физической культурой, улучшились физические качества и навыки. Использование мультимедийной презентации позволяет мне более эффективно организовать работу по приобщению к олимпийскому движению. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные презентации, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают интерес к физкультурным занятиям
В результате проведенной работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению, я оформила достаточно материала для оформления альбома по олимпийскому движению «Белорусские Олимпийские чемпионы». Составила сценарии интересных спортивных праздников, досугов, занятий, бесед с мультимедийной презентацией. Применение коммуникативных компьютерных технологий предоставляют огромные возможности для развития качества процесса образования. В процессе своей работы пришла к следующему выводу, что воспитанники старшего дошкольного возраста знают историю олимпийских игр, символику, терминологию.
По использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, я хочу обратить внимание на следующие вопросы: в процессе проведения спортивных праздников, дней здоровья, досугов, физкультурно-познавательных занятий, бесед использовать мультимедийные презентации, а так же переносить накопленный опыт в изобразительную и самостоятельную игровую деятельность
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 379 с.
2. Учебная программа дошкольного образования. – Мн. : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
3. Образовательные стандарты. Дошкольное образование. – Мн. : Пачатковая школа, 2013. – 30 с.
4. Кобринский, М. Е. Белорусский олимпийский учебник : учеб. пособие (с электронным приложением) М. Е. Кобринский и [и др. ] – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск : РИВШ, 2012. – 226 с.
5. Филиппова, С. О. Олимпийское образование дошкольников метод. пособие / под ред. С. О. Филипповой, Т. В. Волосниковой. - СПб. : Детство-пресс, 2007. – 128 с.
6. Шебеко, В. Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. Н. Шебеко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 88 с.
7. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 88 с.
8. Пширкова, И. В. «Олеся и Ясь в стране Олимпия»/ Пширкова, И. В. – Мозырь: «Содействие», 2011. – 52 с.
9. Коломинский, Я. Факел, который надо зажечь / Коломинский, Я., Панько, В., Белоус, А., // Пралеска. – 2002. - №12 – С. 7 – 13.
10. Усаков В. И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.sportedu.ru/. - Дата доступа: 20.03.2015.