Ирина Якубенко
Опыт коррекционной работы с детьми логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Система и технологии коррекционной работы у детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и у детей
с логоневрозом"
Полноценная речь ребенка является одним из показателей его готовности к школьному обучению, а так же, непременным условием успешного освоения грамоты и чтения. На сегодняшний день фонетико-фонематическое недоразвитие речи — достаточно распространённое явление среди современных дошкольников, и воспитанники нашего детского сада не исключение. У детей с нарушением формирования фонетико-фонематических процессов наблюдаются особенности звукового оформления речи и фонематического восприятия. У таких детей наблюдаются ошибки звукопроизношения и различения звуков.
Публикация «Опыт коррекционной работы с детьми логопедической группы» размещена в разделах
Если говорить про логоневроз, то он встречается реже, но так же весьма распространён среди дошкольников. Логоневроз это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи и логоневроза достигается только с помощью системной, комплексной коррекционной работы специалистов и родителей.
Коррекционная работа в условиях нашего дошкольного учреждения включает в себя работу следующих специалистов:
1. Учителя – логопеда;
2. Педагога – психолога;
3. Музыкального и физкультурного руководителей;
4. Воспитателей группы
Сейчас я более подробно расскажу о той коррекционной работе, которая ведется специалистами, на примере ребенка с заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи,с дизартрическим компонети с элементами общего недоразвития речи на 2 года обучения.
У Артёма были нарушены звуки групп :
-свистящих
-шипящих
-африкат
-соноры
В общей сложности 15 звуков. За первый год обучения были поставлены и автоматезированны все группы звуков. Проводилась работа над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса по всем лексическим темам, которые предусмотрены программой обучения в нашем ДОУ.
В процессе работы над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса по лексической теме «Осень» мы работали над умением подбирать синонимы. Для этой работы были очень эффективны специальные речевые ситуации. Например, Артё му давалась такая ситуация: «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем, противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, ещё тепло, на деревьях ещё не опавшие листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, тёплая, золотая, ясная.) Эти задания занимают непродолжительное время и проводились нами на прогулке.
Продолжая работу над лексической темой «Осень» мы использовали различные игровые упражнения.
Например, игровое упражнение «Закончи предложение словом «осень».
Мы ждали…. (осень).
Мы одеваемся тепло (осенью).
С Екатериной Михайловной мы поем песни об (осени)
Мы любим…. (осень).
Для расширения и активизации словаря очень часто мы использовали различные дидактические игры. Например:
1. Дидактическая игра «Кто больше?»
Кто больше подберет слов на тему «Осень»
2. Дидактическая игра «Путаница»
Артему предлагалось отгадать, из каких двух овощей образовались такие слова:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Для активизации словаря эффективным методом для нас стало составление загадок. Сначала с нашей помощью, а потом сам, Артем начал придумывать интересные загадки. Послушайте некоторые из них:
1. Деревья в лесу шелестят
Тут ветер подул
И деревья сбросили свой наряд (листопад)
2. Льётся он из тучки толстой
И стучит по нашим окнам (Дождь)
3. Он для нас помощник лучший
Если дождь идет на улице (Зонт)
Так же мы работали над развитием фонематического слуха и артикуляцией. Данную работу проводили в игровой форме, с использованием игровых приёмов.
Например, игра «Грибочек»
На столе лежат: 3 картинки (лиса, молоко, стол, гриб и осенний лист. Задание: нужно взять картинку, назвать, что на ней изображено, определить, где спрятался звук «Л», и положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т. е. показать, где слышится звук.
Или вот такое игровое задание «Подбери и раскрась картинки на заданный звук»
Во время образовательной деятельности по развитию речи мы проводили фонематические пятиминутки. Материалом для фонематических упражнений нам служили разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, в которых часто повторялись определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.
Так же нами проводилась работа над грамматическими формами и категориями.
В начале этого учебного года мы работали над дифференциацией свистящих, шипящих, звуков и соноров.
С Артёмом так же работает наш психолог. По результатам обследования и в процессе наблюдений за ребенком, было выявлено, что Артёма снижен процесс концентрации и сосредоточенности внимания. Сейчас вы увидите фрагмент коррекционно – развивающего занятия по данным процессам!
Так же я хочу рассказать о той коррекционной работе, которая ведется специалистами, на примере ребенка с заключением: логоневроз на 2 года обучения. Вашему вниманию мы предлагаем работу двух специалистов : психолога и музыкального руководителя.
Психологом в процессе наблюдений за ребенком, а так же по результатам обследования, было выявлено, что у Фатимы недостаточно развит процесс запоминания и снижен объём долговременной памяти. Так же с Фатимой работает музыкальный руководитель. Екатерина Михайловна прошла курсы повышения квалификации
По теме «Логоритмика в ДОО» в объёме (144ч) и активно внедряет в практику своей работы элементы логоритмики
Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью, музыкой и движением.
В заключение своего выступления хочется сказать, что целенаправленное, систематическое проведение музыкально-коррекционных занятий, коррекционно – развивающих занятий с логопедом и психологом, а так же ежедневное взаимодействие воспитателей и специалистов позволили нам: *значительно расширить круг знаний детей об окружающем мире;
*развить музыкальные способности;
*активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.