Ирина Соболь
Проект «Мой родной город — Петергоф» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПЕТЕРГОФА НА ЗАНЯТИЯХ
Проект «Мой родной город - Петергоф»
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Темочки:
- Мой город. Проекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому я и начинаю знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Петергофом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, я сформулировала цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта :
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи проекта :
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;
• Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
• Развивать бережное отношение к Петергофу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
• Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
• Воспитывать чувство гордости за свой город.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Прогнозируемый результат.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории Петергофа и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Петергоф, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
ПРОЕКТ «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД - ПЕТЕРГОФ»
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование знаний и представлений родителей о родном городе, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3. экскурсии по городу,
4. пополнение развивающей среды,
5. выставки детских работ, семейных коллекций.
Формы работы, особенности и средства организации работы с детьми:
Основной формой организации работы с детьми являются занятия – комплексные, сюжетные, тематические.
Используются:
• интегрированные занятия;
• дидактические игры;
• познавательные игры;
• познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
• работа с моделями и схемами;
• самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
• чтение художественной литературы;
• экскурсии, целевые прогулки;
• беседы;
• совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
Основные средства организации работы с детьми:
• события и явления в жизни города (Петергофа);
• музеи;
• макеты и схемы города.
Перспективный план работы по проекту «Мой родной город - Петергоф» в старшей группе
1. Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе :
a. Работа с книгой-альбомом «Наш любимый город»;
b. Рассматривание фотографий с изображением города, и его достопримечательностей;
2. Поисково-собирательная работа:
a. Знакомство с историей города на основе материалов музеев
b. Сбор фотографий для создания альбома «История нашего города».
3. Целевые прогулки:
a. По улицам города.
b. В парк. [Приложение 2]
4. Экскурсии:
a. Экскурсия в музей [Приложение 3]
5. Образовательная деятельность:
a. Познавательная область «Наш город».
b. Экскурсия «Улица города на которой стоит наш детский сад»
6. Дидактические игры:
a. «Путешествие по парку»
b. «Что где находится» (схемы, карты).
c. «Найди герб Петергофа»
d. «Архитектурная мастерская»
e. «Разрезные картинки»
f. «Силуэты Петергофа»
g. «Верхний сад - Нижний сад»
h. «Подбери экспонат для музея»
i. «Богатство Петергофа»
7. Чтение художественной литературы:
a. В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
b. Н. Забила. Путями-дорогами.
c. В. Степанов. Наш дом.
8. Оформление альбомов:
a. «Мы живем в России».
b. «Наш любимый город».
c. «Фонтаны Петергофа».
9. Самостоятельная художественная деятельность детей:
a. Рисование «Улица, на которой я живу»,
b. «Прогулка по верхнему парку»
c. Выставка детского рисунка «Мой любимый город»
10. Сюжетно-ролевые игры:
a. «Мы строем город», [Приложение 9]
b. «Экскурсия по группе»
11. Выставки:
a. Выставка «Улицы нашего города» (художественная деятельность,
b. Выставка «Мой любимый фонтан»
III этап - итоговый, включает в себя:
1. Итоговое диагностирование детей,
2. Повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия демонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
ВЫВОД
Итогом данного проекта явилось то, что в процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Петергофа : как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название (в переводе с нем. двор Петра). Узнали, что в названиях наших улиц нашла отражение история города и страны (бульвар Разведчика – в память о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной Войны).
Особо заинтересовал ребят вопрос о названии улицы, на которой находится детский сад («Почему нашу улицу назвали Морского Десанта?»). Дети узнали, что улица сформировалось еще в конце 18 века, из-за своей близости к большому дворцу она получила название Дворцовой. Затем в начале 20 века была переименована в улицу Дворцов и Музеев, а 7 мая 1966 году улица Дворцов и Музеев в память о высадке морского десанта в октябре 1941 г. на берег Финского залива в Нижнем парке была переименована в улицу Морского Десанта.
Посетив музеи и парки, дети много узнали об истории своего родного города, как строился город, как восстанавливался после войны. Дети узнали, что такое музей, для каких целей он создается.
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.
Открытием для детей явилось то, что у Петергофа есть свой герб и что на нем изображено (зубчатая стена, золотой вензель имени Петра I и императорская корона).
Мне кажется, главным результатом данный работы является то, что у детей и родителей появился интерес к историческому прошлому Петергофа и желание продолжить знакомство со своим родным городом.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999.
2. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6.
3. Юхнёва Е. Д. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель. – СПб. : Паритет, 2005.
4. Чернобережская Е. Стрельна и Петергоф. Подробный путеводитель. – СПб. : Паритет, 2008.
5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.