Наталия Бутенко
Использование игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей младших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы:
«Использование игр с математическим содержанием
для развития интеллектуальных способностей
младших дошкольников»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Использование игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей младших дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
1.1 Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста…8
ГЛАВА II. Сведения об организации дидактической игры для интеллектуального развития младших дошкольников на базе МАДОУ ЦРР- детский сад №10.
2.1. История образовательного учреждения…20
2.2. Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников…21
2.3. Самоорганизация детей в использовании дидактических игр с математическим содержанием….32
ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
3.1. Использование дидактических игр, как средство развития
интеллектуальных способностей дошкольников…. 36
3.2. Игра-обучение-развитие …. 41
3.3. Методы и приёмы обучения в младшей группе….50
3.4. Принципы подбора дидактических игр….53
3.5. Роль дидактических игр….55
3.6. Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем…. 58
3.7. Результативность педагогического опыта…. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 72
ЛИТЕРАТУРА …. 74
Введение
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обога-щается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио, телевидению, компьютере. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.
Познавательное и воспитательное содержание игры, это цель, т. е. то, чего педагог хочет достичь, ради чего организует дидактическую игру. Эта цель конкретизируется в доступной ребёнку форме – в игровом задании, которое, как правило, заинтересовывает детей, но порождает у них вопрос:
А как это сделать?
О способах выполнения игрового задания и сказано в правилах игры, интересных и понятных детям. В правилах игры заложен и более глубокий смысл – познания мира и воспитания определённых нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игровой задачи, развития интеллектуальных способностей, достижения успеха.
Каждый из названных структурных компонентов имеет своё определённое назначение, но все они в совокупности, а главное – во взаимосвязи, вовле-кают детей в познавательную и практическую деятельность.
Дидактические игры способствуют развитию интеллектуальных способностей, созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.
Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей дошкольного возраста, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень её экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как Н. К. Крупской, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Л. А. Венгера, в области психологии таких, как Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Р. С. Немова и других.
Объект исследования – процесс формирования интеллектуальных способностей младших дошкольников через внедрение дидактических игр с математическим содержанием.
Предмет исследования – дидактические игры математического содержания, их влияющие на развитие интеллектуальных способностей младших дошкольников.
Цель исследования - выявить эффективность применения дидактических игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей младших дошкольников.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие интеллектуальных способностей младших дошкольников будет происходить более эффективно, если применять дидактические игры математического содержания с учётом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровни развития интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработать комплекс заданий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста;
4. В опытно-экспериментальной работе обосновать эффективность
использования игр с математическим содержанием для развития
интеллектуальных способностей младших дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);
2. Социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики);
3. Экспериментальный;
4. Выводы.
Научная новизна исследования. Научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность применения дидактических игр математического содержания для развития интеллектуальных способностей младших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования. На основе проведённого научно-практического исследования определено эффективное влияние дидактических игр математического содержания для развития интеллектуальных способностей младших дошкольников.
Практическая значимость исследования. Разработаны разнообразные упражнения, игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, которые могут быть использованы воспитателями непосредственно в практической работе, родителями при подготовке ребёнка к обучению в школе.
База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился МАДОУ ЦРР – детский сад №10 «Золотая рыбка» Краснодарского края, станицы Каневской. В ходе эксперимента участвовали воспитанники детского сада, посещающие младшую группу, в количестве 20 человек и воспитатель Бутенко Наталия Николаевна. Сроки проведения экспериментального исследования: сентябрь 2013 г. – апрель 2014г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном опыте работы нашли решение задачи, выдвинутые в связи с проблемой и гипотезой исследования, и получены следующие основные результаты и выводы:
1. Обучение является наиболее значимым средством интеллектуального воспитания.
2. Интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закреплённых анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, её направленное преобразование.
3. Интеллектуальные способности представляют огромный интерес для различных дисциплин: педагогики, психологии, психодиагностике и др. Важность этих способностей неоспорима. Диагностика интеллекта занимает особое место в повышении качества образования младших дошкольников. Именно интеллектуальные способности становятся показателем успешности педагогической образовательной деятельности.
4. Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, основанная на программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, имеющая гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации», является наиболее известной и наиболее распространенной альтернативной программой дошкольного образования в последнее десятилетие.
5. В результате эксперимента выяснили, что применение комплекса упражнений, игровых заданий, использование дидактических игр с математическим содержанием, показало увеличение интеллекта. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Амонашвили Ш. А. «В школу - с шести лет» - М., 2002.
2. Аникеева Н. Б. «Воспитание игрой» - М., 1987.
3. Белкин А. С. «Основы возрастной педагогики» : Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2005.
4. Бочек Е. А. «Игра-соревнование», «Если вместе, если дружно», 1999, №1.
5. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» - М., 1991.
6. Карпова Е. В. «Дидактические игры в начальный период обучения» - Ярославль, 1997.
7. Коваленко В. Г. «Дидактические игры с математическим содержанием» - М., 2000
8. «Математика от трёх до семи» / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
9. Новосёлова С. Л. «Игра дошкольника» - М., 1999.
10. Панкина Н. С. «Исходные элементы психических структур в раннем детств». /Вопросы психологии, №3, 1993.
11. Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М., 1996.
12. Попова В. И. «Игра помогает учиться», 1997, №5.
13. Радугин А. А. «Психология и педагогика» - Москва, 2000г.
14. Сорокина А. И «Дидактические игры в детском саду» – М. ,2003г.
15. Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - Москва, 1992г.
16. Сухомлинский В. А. «О воспитании» - Москва, 1985.
17. Тихомирова Л. Ф «Развитие логического мышления детей» – СП, 2004.
18. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. «Играя, учимся математике» - Москва, 2005.
19. Щедровицкий Г. П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры» Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца - Москва, 2003г.
20. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения» - Москва, 1983г.
21. Д. Альтхауз, Э. Дум, «Цвет, форма, количество» - Москва, 1984г.
22. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - Москва, 1987г.