Ольга Александровна Шмырова
Оптимизация методической работы ДОУ по речевому развитию воспитанников с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Шмырова О. А.
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 301»
Оптимизация методической работы ДОУ по речевому развитию воспитанников с применением ИКТ.
Информатизация образования в России – один из важнейших компонентов, затрагивающих все основные направления современной образовательной системы. Внедрение информационных технологий повысит качество образования дошкольного учреждения, но для этого необходимо создать единую информационную базу, систему, в которой задействованы все участники учебно – воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).
Публикация «Оптимизация методической работы ДОУ по речевому развитию воспитанников с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основными направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
I. Организационное:
• модернизация методической службы;
• совершенствование материально – технической базы;
• создание определенной информационной среды.
II. Педагогическое:
• повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
• внедрение ИКТ в образовательную деятельность.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № -273 дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация дошкольной организации является важным направлением современного общества. Невозможно представить работу педагога XXI века без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, разнообразить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Образовательным организациям необходимы подготовленные педагогические кадры, способные в своей деятельности сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Применение информационно – коммуникативных технологий имеет технические и дидактические преимущества: быстрота, возможность просмотра и прослушивания некоторых эпизодов, мультимедийные функции, ощущение подлинности и реальности событий, желание узнать ещё больше, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Использование ИКТ в системе развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом, предотвращает утомление детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно — воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровьесберегающих технологий. Поэтому при использовании компьютера необходимо придерживаться следующих правил:
1. Занятия должны быть непродолжительными по времени.
2. Следить за осанкой ребенка.
3. Проводить подвижные игры и физминутки после работы с компьютером.
4. Уточнить состояние здоровья ребенка, нет ли противопоказаний для работы за компьютером.
5. Использовать современный ЖК — монитор.
Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети оказываются быстрообучаемы в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.
В работе по развитию речи с применением ИКТ удобны для применения следующие формы :
1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
4. Рассказы по цепочке.
5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».
В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержание музыкальных фрагментов, увеличивающих эффективность усвоения детьми материала, который воспринимается наглядно, динамично, зрелищно.
Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие.
Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, проявляет свою оригинальность, возможность задавать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.
Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.
Одним из направлений развития и образования детей в дошкольной образовательной организации является речевое развитие (образовательная область). На занятиях по развитию речи в ДОУ ИКТ можно использовать как современный наглядный материал.
Но при этом могут возникнуть трудности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым эстетическим требованиям к наглядности. Необходимость качественного наглядного материала – одна из причин применения компьютерных технологий, одной из наиболее удачных форм которых является мультимедийная презентация.
Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:
- использование интернет ресурсов; применение готовых обучающих программ;
- самостоятельное создание презентаций и интерактивных игр.
Гармоничное соединение современных технологий с традиционными методами развития речи – залог положительных результатов работы. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения.
Создание занятия-презентации проходит в три этапа:
I. Разработка сюжета, учитывая методические требования к занятию по развитию речи.
II. Отбор речевого и наглядного материала.
III. Техническое исполнение презентации.
В программно – методическое обеспечение детского сада по образовательной области «Речевое развитие» можно сформировать набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы :
• Звуковая культура речи.
• Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико - грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.
Использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Об эффективности использования ИКТ в образовательной деятельности говорят следующие показатели:
• у воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Педагогический опыт организации воспитательно — образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это системная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.
Литература:
1. Венгер А. А., Дьяченко О М. «Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста», М. 2001.
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в
дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
7. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное
воспитание, 2000 г., № 11.
8. Никитин Б. П. «Развивающие игры». - 5-е изд. доп. - М. : Знание, 1994.
9. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении
федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Соколова Е. Б. «ИКТ приходит в садик».
13. Трунина В. Н. «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ».