Ирина Сумина
Описание системы работы педагога-наставника по сопровождению молодого педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Описание системы работы педагога-наставника Суминой И. В.
по сопровождению молодого педагога Игнатьевой А. Е.
МБДОУ «Детский сад № 111»
«Уча других, мы учимся сами…»
Л. Сенека
Я, Сумина Ирина Викторовна, работаю в детском саду более 10 лет. Считаю, что за эти годы наработала определенный опыт, которым могу поделиться. В 2022-2023году являлась наставником молодого педагога Игнатьевой Арины Евгеньевны, работающего в нашем детском саду первый год (после окончания педагогического колледжа).
Публикация «Описание системы работы педагога-наставника по сопровождению молодого педагога» размещена в разделах
Актуальностьэтой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т. к. профессия воспитателя обладает огромной социальной важностью. Ни для кого не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодые воспитатели нуждаются в помощи опытных коллег, так как объем работ кажется им невыполнимым и нагрузка, ложащаяся на их плечи, часто пугает. Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег. Как можно помочь молодому воспитателю? Только своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе.
Работа с молодыми специалистами осуществляется по плану. В нашем дошкольном учреждении функционирует «Школа молодого воспитателя». В течение года, исходя из затруднений молодых специалистов, каждому оказывается адресная помощь по различным вопросам обучения и воспитания.
На первом заседании Школы мы с Ариной Евгеньевной провели вводное анкетирование. «Анкета изучения затруднений начинающего педагога» показала, что наибольшее педагогические проблемы связаны с работой с родителями воспитанников. Поэтому мною было предложено провести в детском саду мастер-класс для начинающих воспитателей.
Тема мастер-класса для молодых педагогов : «Профилактика конфликтных ситуаций в системе «Родитель – воспитатель детскогосада»
Цель: Познакомить воспитателей со способами преодоления конфликтных ситуаций и научить применять их в практической деятельности при работе с родителями.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с понятием, видами конфликта и способами преодоления конфликтных ситуаций.
2. Учить воспитателей преодолевать возникающие конфликтные ситуации в повседневной жизни при работе с родителями через проведение деловой игры «Что? Где? Когда?».
3. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу у присутствующих.
Ход мероприятия:
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов и педагогическая в том числе. Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. В конфликтной ситуации всегда существует, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемыми, или неприемлемыми. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
0днажды Герберт Спенсер (английский философ и социолог) сказал: «Наша жизнь сокращается невежеством. Мы должны стремиться к познанию нашей природы и окружающего мира. Мы должны установить условия существования и изыскать способы их применения».Одним из таких важных и необходимых условий является умение управлять конфликтом, разрешая его продуктивными методами.
Улаживать конфликты – это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения, особенно при работе с родителями, т. к. дети чувствуют негативные отношения взрослых и реагируют на происходящее соответственно.
В психологии существует 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
- Соперничество – действия направлены на открытую борьбу;
- Сотрудничество – решение, полностью удовлетворяющее обе стороны (самый продуктивный способ);
- Компромисс – поиск средних решений;
- Приспособление - сглаживания разногласий даже в ущерб своим интересам;
- Избегание – уход от конфликта.
Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый их них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонента могут быть свои достоинства, что каждого волнуют свои (иногда одинаковые) проблемы и что у каждого из них где-то глубоко внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения – Сотрудничество.
Давайте поучаствуем в игре «Что? Где? Когда?».
Что же это такое?
Где же это видано?
Когда все это кончится?
Очень часто можно услышать такие фразы от недовольных родителей, когда возникает конфликтная ситуация при взаимодействии воспитателей и родителей.
И сегодня мы с вами в студии передачи «Что? Где? Когда?», где постараемся разобраться в сложных ситуациях и попробуем найти способы их решения.
Три группы участников располагаются вокруг стола.
Начинаем игру, запускайте волчок.
1 тур. Конверт. В нем три ситуации. Каждая команда разбирает ситуацию и выступает с комментариями. Минута пошла.
Блиц-опрос. – Назовите качества, необходимые воспитателю для успешного взаимодействия с родителями. (Каждая команда называет несколько качеств в течение 10 сек.)
- Выберите 2-3 самых важных качества и запишите их на волшебных цветках.
- Поместите наши цветки в волшебную книгу и произойдет «чудо».
(На одной стороне книги качества, необходимые воспитателю для успешного взаимодействия с родителями. На другой стороне книги качества, необходимые родителям для успешного взаимодействия с воспитателями.)
Посмотрите, качества с двух сторон одинаковы, а это значит, что мы должны быть вместе с родителями, должно быть очень тесное взаимодействие и взаимопонимание друг друга.
2 тур. Конверт. В нем три ситуации. Каждая команда зачитывает вслух свою ситуацию, остальные обсуждают и дают комментарии.
Музыкальная пауза.
- Исполните строчки из песен о взаимодействии взрослых и детей.
Возможные варианты:
«Неразлучные друзья»
«Папа у Васи силен в математике…»
«Вместе весело шагать по просторам» и др.
3 тур. Внимание на экран. На нём картинка ситуации. Каждая команда проигрывает ситуацию, а другие две команды должны найти способ выхода из данной ситуации.
Черный ящик: отгадайте загадку:
Он душистый, он отличный,
Его листиком брусничным
Иногда заваривают,
Пьют и разговаривают. (чай)
- Чаепитие – это тоже один из способов решения конфликтных ситуаций, где можно пообщаться в более непринужденной обстановке и обсудить наболевшие вопросы и, возможно, найти общие пути решения.
Я сегодня тоже приглашаю вас на чаепитие. Думаю, что вы проявите терпение, мудрость и педагогический такт в общении с родителями, в результате чего сможете избежать возникновения конфликтных ситуаций, и работа ваша будет протекать в тесном сотрудничестве и понимании друг друга. А пока идет подготовка к чаепитию, я хотела бы узнать ваше мнение о проведенном мероприятии. Предлагаю «пощелкать семечки» и сложить их в подсолнушек. Закончите предложение: «Сегодня на занятии я узнала…»
«Буду применять на практике…»«Для меня осталось непонятным…»