МААМ-картинки

Описание опыта работы воспитателя «Использование многофункционального пособия для развития мелкой моторики рук детей»

Гульназира Шакирова
Описание опыта работы воспитателя «Использование многофункционального пособия для развития мелкой моторики рук детей»

ТЕМА ОПЫТА

«Использование

многофункционального

пособия

для развития

мелкой моторики рук детей»

Подготовила:

Шакирова Гульназира Каримовна

воспитатель

Содержание

1. Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического опыта : «Использование многофункционального пособия для развития мелкой моторики рук детей»

1.2. Автор – разработчик педагогического опыта : воспитатель Шакирова Гульназира Каримовна

Публикация «Описание опыта работы воспитателя „Использование многофункционального пособия для развития мелкой моторики рук детей“» размещена в разделах

2. Содержательные параметры опыта работы

2.1. Актуальность педагогического опыта.

Важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка успешно реализуется при использовании многофункционального пособия (в нашем случае, выполненного из дерева).

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Деревянное пособие позволяет использовать не только песок в работе, но и семена растений, камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т. д., что делает его многофункциональным.

Актуальность этого педагогического опыта в том, что он прост, может быть повторён любым педагогом без особых материальных затрат и одновременно неповторим, так как это творчество.

2.1. Содержательная форма представления педагогического опыта.

Содержательной формой педагогического опыта является игровая технология. Игровой сюжет развивается параллельно тематическому планированию, помогает активизировать воображение, мелкую моторику рук. Я использую игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Игры на обобщение предметов по определенным признакам.

Содержание опыта работы :

многофункциональное пособие с различными материалами;

- перспективный план работыс детьми с данным дидактическим материалом;

- картотека игр для развития мелкой моторики рук детей.

Предполагаемый результат: освоение детьми элементарных правил владения пескографией. Создание рисунков в данной технике. Умение аккуратно действовать с песком. Более четкие и развитые движения пальцев рук.

2.2. Инновационная направленность педагогического опыта.

Игровые технологии всегда имеют инновационную направленность в педагогическом опыте. Данное пособие – это деревянный ящик для развития мелкой моторики рук детей является заимствованием песочного стола и в то же время этот ящик используется как место для конструирования из семян и бросового материала, как место для экспериментов с песком и водой, как место для творчества. Игра ребенка — это жизненная лаборатория. Используямногофункциональный деревянный ящик,творческий педагог на игровом поле ящика создаёт лабораторию игр для развития мелкой моторики рук детей.

2.3. Методологическая база педагогического опыта.

Методологическую основу данного педагогического опыта составляют основы идей песочной терапии. Игра с песком была описана в работах Новиковской О. А., Сапожниковой О. Б., Гарновой Е. В., Алябьевой Е. А., Епанчинцевой О. Ю.

Опыт разработки и практического использования многофункционального деревянного ящика получен мною в своей группе с детьми старшего возраста. Представленные в картотеке игр задания могут быть полезны педагогам детского сада.

2.4. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Педагогическая целесообразность опыта заключается в создании особой развивающей среды для развития мелкой моторики рук воспитанников, что способствует не только их развитию, но и приобщению к творчеству.

Цель: использование многофункционального деревянного ящика для развития мелкой моторики рук детей.

Задачи: научить действиям обследования предмета (перцептивные действия, развивать чувствительность анализаторов (тактильную, зрительную, учить правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый).

Формами организации образовательного процесса являются: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы: беседа, рассказ, разъяснение, пример, приучение, упражнение, показ, создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка. Проблемная ситуация создаётся при экспериментах с песком и водой. Игровая ситуация вызывает у детей познавательный интерес и выступает как средство формирования сюжетно-ролевой игры.

Оборудование «педагогической песочницы».

1. Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которых должны быть голубого / синего, зеленого цвета (дно символизирует воду, траву, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 70 x 50 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Также можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т. п.)

Психологическая целесообразность педагогического опыта.

Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта : воспитанники и их родители, педагоги детского сада.

Принципы, на которых основывается опыт :

• принцип доступности — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение материала от простого к сложному, при условии выполнения воспитанниками предыдущих заданий;

• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) планирования;

• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

• принцип личностной оценки каждого воспитанника без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.

Социальная направленность педагогического опыта.

Педагогический опыт использования многофункционального деревянного ящика для развития мелкой моторики рук детей обеспечивает паритет образования и здоровья воспитанников. Это огромная возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта. Направлен на развитие детей дошкольного возраста.

Воспроизводимость педагогического опыта.

Этот опыт может использоваться другими педагогами и специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами) дошкольного учреждения.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Ресурсное обеспечение: ресурсы сети Интернет, картотека заданий для детей.

3. Результативные параметры:

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Данный опыт направлен на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Дети с удовольствием играют с пособием, самостоятельно играя в игры из картотеки. Изобретают новые игры самостоятельно. Эффективность опыта с точки зрения возможности развития детей в интеграции образовательных областей высокая.

3.2. Распространение педагогического опыта. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации) планируется.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Опыт молодой – 1 год. Стабильность показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет планируется изучить.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия воспитанников в осуществлении педагогического опыта – группа детей старшего возраста №2, родители воспитанников.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Публикация на сайте детского сада и других сайтах.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Использование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детейИспользование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детей Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего возраста Пособие для развития мелкой моторики у детей младшего возраста Игра "Весёлые прищепки" Задачи: - развивать мелкую моторику рук при помощи.

Пособия для развития мелкой моторики рук детейПособия для развития мелкой моторики рук детей Пособия для развития мелкой моторики рук детей[/b] Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. Их можно.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы воспитателя «Использование многофункционального пособия для развития мелкой моторики рук детей»
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 11:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы воспитателя «Использование многофункционального пособия для развития мелкой моторики рук детей»» (включая файлы) размещена пользователем Гульназира Шакирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД