Оксана Позднякова
Опыт работы учителя начальных классов «Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства»
Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию обобщение моего опыта работы по теме : "Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства как сред
" Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. "
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы учителя начальных классов „Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Именно в детстве закладываются фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный настрой, развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете. Происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем ненавязчивом руководстве взрослого.
Работая с детьми, я поняла, что для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободного рисования, наряду с занятиями по обычным методикам, следует использовать обучение детей рисованию, различным видам нетрадиционной техники.
Использование различных техник доставляет детям множество положительных эмоций, дар. Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка: при рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. и неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов (колпачки от фломастеров, пробки от пластиковых бутылок и т. д.). В летнее время я использовала листья, коробочки от мака, колоски трав и т. д.
На занятиях по рисованию в нетрадиционной технике я старалась формировать такие свойства личности как настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе работы осуществляла следующие педагогические задачи:
Развивала творческие способности детей посредством изобразительной деятельности :
А) формировала целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления,
Б) формировала сенсорные способности,
В) формировала обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения,
Г) обучала техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности,
Д) формировала способность вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
2. Развивала познавательную активность детей:
А) воспитывала стремление к овладению знаниями и способами действия,
Б) поддерживала взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром,
В) в подготовку к занятиям ИЗО включала помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовала дидактические игры;
3. Воспитывала культуру деятельности, формировала навыки сотрудничества:
А) создавала благоприятный эмоциональный климат в группе,
Б) организовывала процесс обучения по подгруппам, чтобы иметь индивидуальный подход к детям и возможность общаться с каждым ребенком,
В) воспитывала интерес к изобразительной деятельности друг друга, умения замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.
Содержание и методы проведения занятий тесно связывала с впечатлениями, полученными детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр, экскурсий.
Интересными и яркими рисунками фломастерами дети изобразили медицинские приборы, медперсонал после экскурсии в медицинский кабинет (конспект по родному языку, работы детей). Элементы рисования использую и на занятиях по математике: мелом рисуем «космический корабль» и отправляемся в путешествие. Для закрепления новой геометрической формы – закрашиваем эту форму (конспект, работы детей).
На занятиях по аппликации учу детей «рисовать» цветными полосками. У детей развивается воображение, пространственное представление, память.
Музыка, действуя на чувства ребенка, углубляет понимание им окружающего мира. На занятиях по изодеятельности я стараюсь использовать спокойную, тихую музыку, дети рисуют успешнее. При разучивании оперы о том, как котятки потеряли перчатки, я использовала «печать» от руки на занятии по рисованию. Обмакнули ладошки в краску и оставили на бумаге отпечатки перчаток. Дети были рады, что перчатки нашлись.
Навыки и умения, полученные на занятиях по ИЗО я использую на занятиях по познавательному развитию. Отправляясь в «Страну чудес», использовала умение смешивать краски и получать новые цвета. (конспект)
Очень нравятся детям занятия в технике «граттаж». Процарапывая рисунок, дети восхищаются полученным новым цветовым изображением. Интересные работы получаются на темы : «Космос», «Ночной город», «Подводное царство». (приложение)
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию, фантазию и воображение. Элементы «кляксографии» использую на занятиях по родному языку, рисованию, отправляясь в путешествие на неизвестную планету или в «загадочный мир».
Особое место на занятиях принадлежит игровой мотивации, которая не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме, но и побуждает к творчеству, вызывает желание прийти на помощь, выручить сказочных героев, сделать подарки близким. Игровая ситуация способствует созданию непринужденной обстановки, в которой душа ребенка наиболее полно открывается навстречу прекрасному.
Большую роль при обучении детей изобразительным навыкам играют упражнения: нарисовать в воздухе, на листе пальцем, сухой кисточкой. Так, в декоративном рисовании «Украсим шапочки для лисят» для нанесения ритмично расположенных примаков, использовала упражнение с ладошкой. (конспект)
Важное значение для ребенка имеет оценка его работы. Я использовала для этого игрушечный персонаж, от имени которого использую любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. В том числе через свои рисунки.
На занятиях по ИЗО я учу детей пользоваться материалами и инструментами, содержать их в порядке, чистоте.
Уделяю внимание безопасности детей при работе с карандашами, кисточками. Учу детей осторожно обращаться с этими предметами.