Оксана Позднякова
Опыт работы учителя начальных классов «Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию обобщение моего опыта работы по теме : "Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства как сред
" Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. "
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы учителя начальных классов „Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Именно в детстве закладываются фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный настрой, развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете. Происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем ненавязчивом руководстве взрослого.
Работая с детьми, я поняла, что для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободного рисования, наряду с занятиями по обычным методикам, следует использовать обучение детей рисованию, различным видам нетрадиционной техники.
Использование различных техник доставляет детям множество положительных эмоций, дар. Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка: при рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. и неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов (колпачки от фломастеров, пробки от пластиковых бутылок и т. д.). В летнее время я использовала листья, коробочки от мака, колоски трав и т. д.
На занятиях по рисованию в нетрадиционной технике я старалась формировать такие свойства личности как настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе работы осуществляла следующие педагогические задачи:
Развивала творческие способности детей посредством изобразительной деятельности :
А) формировала целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления,
Б) формировала сенсорные способности,
В) формировала обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения,
Г) обучала техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности,
Д) формировала способность вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
2. Развивала познавательную активность детей:
А) воспитывала стремление к овладению знаниями и способами действия,
Б) поддерживала взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром,
В) в подготовку к занятиям ИЗО включала помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовала дидактические игры;
3. Воспитывала культуру деятельности, формировала навыки сотрудничества:
А) создавала благоприятный эмоциональный климат в группе,
Б) организовывала процесс обучения по подгруппам, чтобы иметь индивидуальный подход к детям и возможность общаться с каждым ребенком,
В) воспитывала интерес к изобразительной деятельности друг друга, умения замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.
Содержание и методы проведения занятий тесно связывала с впечатлениями, полученными детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр, экскурсий.
Интересными и яркими рисунками фломастерами дети изобразили медицинские приборы, медперсонал после экскурсии в медицинский кабинет (конспект по родному языку, работы детей). Элементы рисования использую и на занятиях по математике: мелом рисуем «космический корабль» и отправляемся в путешествие. Для закрепления новой геометрической формы – закрашиваем эту форму (конспект, работы детей).
На занятиях по аппликации учу детей «рисовать» цветными полосками. У детей развивается воображение, пространственное представление, память.
Музыка, действуя на чувства ребенка, углубляет понимание им окружающего мира. На занятиях по изодеятельности я стараюсь использовать спокойную, тихую музыку, дети рисуют успешнее. При разучивании оперы о том, как котятки потеряли перчатки, я использовала «печать» от руки на занятии по рисованию. Обмакнули ладошки в краску и оставили на бумаге отпечатки перчаток. Дети были рады, что перчатки нашлись.
Навыки и умения, полученные на занятиях по ИЗО я использую на занятиях по познавательному развитию. Отправляясь в «Страну чудес», использовала умение смешивать краски и получать новые цвета. (конспект)
Очень нравятся детям занятия в технике «граттаж». Процарапывая рисунок, дети восхищаются полученным новым цветовым изображением. Интересные работы получаются на темы : «Космос», «Ночной город», «Подводное царство». (приложение)
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию, фантазию и воображение. Элементы «кляксографии» использую на занятиях по родному языку, рисованию, отправляясь в путешествие на неизвестную планету или в «загадочный мир».
Особое место на занятиях принадлежит игровой мотивации, которая не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме, но и побуждает к творчеству, вызывает желание прийти на помощь, выручить сказочных героев, сделать подарки близким. Игровая ситуация способствует созданию непринужденной обстановки, в которой душа ребенка наиболее полно открывается навстречу прекрасному.
Большую роль при обучении детей изобразительным навыкам играют упражнения: нарисовать в воздухе, на листе пальцем, сухой кисточкой. Так, в декоративном рисовании «Украсим шапочки для лисят» для нанесения ритмично расположенных примаков, использовала упражнение с ладошкой. (конспект)
Важное значение для ребенка имеет оценка его работы. Я использовала для этого игрушечный персонаж, от имени которого использую любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. В том числе через свои рисунки.
На занятиях по ИЗО я учу детей пользоваться материалами и инструментами, содержать их в порядке, чистоте.
Уделяю внимание безопасности детей при работе с карандашами, кисточками. Учу детей осторожно обращаться с этими предметами.