Оксана Бурейшина
Использование нетрадиционного оборудования в оздоровительной работе с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционного оборудования в оздоровительной работе с детьми младшего возраста
Описание
результатов профессиональной педагогической деятельности по теме "
«Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста»
Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!» Все мы это с вами знаем, что здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.
Публикация «Использование нетрадиционного оборудования в оздоровительной работе с детьми младшего возраста» размещена в разделах
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Растить детей здоровыми, сильными – задача каждой семьи и дошкольное учреждение помогает в этом. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физкультурной культуре и спорте, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
И так, чтобы обеспечить полноценную работу по осуществлению главной направленности в воспитании подрастающего поколения в детском саду, мною были поставлены следующие цели и задачи:
- расширение предметно-развивающую среду путём создания нового нестандартного оборудования из бросового материала своими руками, помогающему полноценному развитию детей дошкольного возраста.
Задачи: - мотивировать детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности;
- развивать творчество, фантазию при использовании данного оборудования;
- обобщать и распространять опыт работы по созданию и использованию нетрадиционного оборудования для двигательной среды.
Предметно - развивающая среда, организованная в группе по содержанию соответствует реализуемой образовательной программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность на основе учета принципов построения развивающей среды. Она изменяется от темы к теме, от одной возрастной группы к другой. Постепенно наполняется продуктами детской деятельности и совместного творчества детей и взрослых. Творчески преобразовываю предметно-развивающую среду с учётом современных требований и направленности работы. Правильно организованная предметно-развивающая среда расширяет кругозор ребёнка, активизирует его интерес к познанию, исследовательской деятельности и творчеству.
Большое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья детей.
В группе имеется спортивный уголок, где дети используют спортивное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурной, оздоровительной работы. Нестандартное оборудование должно быть : безопасным, максимально эффективным, удобным к применению, компактным, простым в изготовлении, эстетическим.
В основном нестандартное оборудование я изготавливаю из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, из пластмассовых бутылок, фломастеров, остатки линолеума, цветного скотча, капсул от киндер – сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Мы их используем в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, в развлечениях и в самостоятельной двигательной активности детей.
1. Для улучшения кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий (сохранение и укрепление здоровья) – мы используем нестандартное оборудование «Весёлые карандаши».
2. Массажёры – эспандеры. Укрепляют мышцы спины, груди и ног.
3. «Ветерок в бутылке». Здесь я учу правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот). Ребенок дует в трубочку, вставленную в крышку. Дыхательные упражнения в игровой деятельности.
4. Игра “моталочки” - эта полезная соревновательная игра для детей до-школьного возраста. Учим детей координировать свои движения, развивать мелкую моторику рук, быстроту движений, ловкость, воспитывать выдержку.
5. Ходьба по массажным коврикам и дорожкам из пробок, пуговиц, ниток - где происходит массаж стопы ног. Ежедневно до сна и после сна оздоровительная гимнастика босиком.
6. Тренажёры «Бильбоке». Развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания. Пластиковые бутылки, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики. Задания: поймать шарик в ёмкость. Мы используем в самостоятельной деятельности.
7. «Тоннель». Это наше любимое пособие, где дети с удовольствием пролезают в обруч на четвереньках, с наклонами. Оно используется для обучения детей ползанию друг за другом на ладонях и коленях в подвижных игр «Доползи до игрушки», «Доползи до мяча», «Ползи ко мне», «Ты не бойся темноты, по тоннелю проползи».
8. Для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, стимулирующих на различные точки организма - мы используем массажные мячики «Ежики». Массажные игры «Этот шарик не простой», «Колючий ёжик», «Мячик» и т. д
9. «Кольцеброс.» Для развития равновесия, ловкости.
В том году на участке нашего сада я начала изготавливать «тропу здоровья», мы ею пользуемся в летний период. «Тропа Здоровья» - это место, где ребенок активно укрепляет своё здоровье, а основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Она нам нужна для развития у детей равновесия, различных форм прохождения препятствий, так же здесь представлен природный материал для профилактики плоскостопия в виде пластмассовых бутылочек, песка, бревнышек, камней.
Использую для развития здоровьесберегающей среды следующее: утренний приём на свежем воздухе (в тёплый период, проведение подвижных игр на улице, дыхательную гимнастику, прогулки на улице, соблюдая санитарные нормы.
Утренняя гимнастика проводится с музыкальным сопровождением. После сна провожу оздоровительные и закаливающие процедуры:
• Ходьба по ребристой дорожке, массажному коврику
• Гимнастика после сна.
• Воздушные ванны (обтираем руки до локтя).
На прогулках стараемся больше играть и двигаться. Провожу развлечения для детей, раз в неделю на прогулке устраиваю эстафеты для детей. На занятиях использую гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, комплексы общеразвивающих упражнений. Оформила картотеки «Гимнастика для глаз», «Подвижные игры для детей младшего возраста», «Физкультминутки», «Пальчиковые игры».
Воспитательная система нашего дошкольного учреждения обеспечивает:
максимальное развитие личности каждого воспитанника с учётом его психофизиологических возможностей и формирование ее готовности к дальнейшему развитию и самостоятельности;
создание среды, способствующей индивидуализации условий развития для каждого ребёнка;
представление ребёнку возможности выбора, через планирование соответствующей деятельности, так и организацию центров активности; участие семьи; максимальное сохранения и укрепление физического и психического здоровья детей.
Главными целями воспитательной системы являются: семья, безопасность, здоровье.
Основными задачами взаимодействия с семьё й считаю:
- педагогическое просвещение родителей
-воспитание уважения к родителям и членам семьи
-совместная деятельность с семьёй по воспитанию детей.
В своей группе я построила воспитательную систему на основе комплексно – тематического планирования. Организационной основой образовательного процесса является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка. Провела с детьми следующие праздники, которые ориентированы на все направления развития ребё нка и посвящены различным сторонам человеческого бытия:
- явления нравственной жизни ребё нка: «День спасибо», «День друзей».
- окружающий мир: «День птиц».
- традиционные праздники: «Новый год», «8 марта», «День семьи», «День защитника Отечества» и т. п.
В организации воспитательно – образовательного процесса все знания, умения и навыки детей переносятся в двигательную, игровую, коммуникативную, продуктивную и другие виды деятельности.
Хочу отметить, что организация предметно-развивающей среды является важным аспектом, характеризующим качество дошкольного образования. В связи с этим, я постаралась создать в группе предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Созданная мною предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет решить мне конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность мне приблизиться к позиции ребенка.
Создан центр здоровья: спортивное оборудование (обручи, кегли, мячи, ленты); картотека игр (народные, подвижные игры); оборудование для закаливания (дорожки для массажа ног, стоп; коврики для закаливания). В результате: дети научились ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед; брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, инсценируют сказки, устраивают игры-драматизации. Создан центр книги и центр речевого развития (книжки-малышки, музыкальные книжки, книжки раскладушки, предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года». В результате: дети понимают небольшие рассказы без наглядного сопровождения; сопровождают речью игровые и бытовые действия; строят предложения из 3-4 слов; проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей.
Созданная мною эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации,
В уголке для сюжетно-ролевых игр есть оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о проблеме расставания с родными. Социально – коммуникативное развитие: создан центр сюжетно-ролевой игры («Дом», «Больница», «Парикмахерская»). В результате: дети играют рядом, не мешая друг другу; подражают действиям сверстников; самостоятельно выполняют игровые действия с предметами.
В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
Создан музыкальный центр в котором находятся музыкально – дидактические игры; музыкальные инструменты; разные виды театра (пальчиковый, теневой, рукавичка); центр художественного творчества (репродукция картин – пейзажи, натюрморты); дидактические игры; альбомы. В результате: дети с удовольствием слушают простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения; называют инструменты погремушка, бубен; появляются любимые сказки, стихи; различают синий, красный, зеленый цвета; лепят несложные предметы.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Есть игры для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараюсь воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с игровыми конструкторами, играть с мелкими игрушками, машинами.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Стараюсь создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности. В группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально. Оборудован центр активности (разные виды конструктора); центр экспериментирования распределен по следующим разделам: «Вода и песок»; «Игры с бумагой»; «Игры с магнитом»; «Звук».
В работе с семьей главным считаю сотрудничество с родителями, уважение их мнения, понимание, доброжелательное решение всех проблем. Поэтому поставила перед собой задачу – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности и сотрудничества; помочь родителям научиться общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, проблемы, достижения и др.); вовлекать в жизнь детского сада. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей, нужно, чтобы они видели результаты детей, слышали о своем ребенке, имели возможность приобщаться к делам детского сада. Считаю важным моментом, сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т. п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить: воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности ребенка.
Родители активно участвуют в конкурсах по созданию условий к новому учебному году, «Осень - пора урожая», «Мастерская Деда Мороза», проведение новогодних праздников, Дня защитника Отечества, праздник для мам, День Победы, планирую провести акцию «Посади дерево», подготовка к летнему оздоровительному сезону.
При анализе анкетирования выявлено следующее: в среде родителей преобладают положительные эмоции от нахождения детей в группе дошкольного учреждения, они отмечают уважительное отношение педагога к ребёнку. Родители удовлетворены достаточной информированностью о деятельности дошкольного учреждения, группы, об изменениях в состоянии здоровья ребенка, о профилактических мероприятиях по укреплению здоровья детей. Большинство родителей положительно оценивают образовательный процесс в группе, осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку. Удовлетворенность родителей работой педагога составила 94%. Следовательно, созданная система работы в ДОУ и в группе позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей.