елена антоневич
Описание методики Карла Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс музыкального руководителя Е. Ю. Антоневич
Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. "Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка", - писал Л. С. Выготский.
Описание методики Карла Орфа
Публикация «Описание методики Карла Орфа» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение», а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых.
Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.
Классический подход: дети играют музыку.
Методика Карла Орфа : дети играют в музыку.
В названии орфовской антологии есть фраза "Музыка для детей". Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной - по ритму, по темпу, по настроению.
Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка - было его главной задачей. Музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например, дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку - потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т. д.
Орф мечтал, чтобы дети учились "играть в музыку", игры - импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески.
По-особому выглядят отношения «педагог – дети» в видении Карла Орфа. Педагог - не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музыкальное воспитание - это не просто приобщение детей к исполнению. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков - рекомендаций в "Шульверке" вы не найдете. Выбор метода подачи музыки - в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, - это импровизация. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.
ИНСТРУМЕНТЫ
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.
Звучащие жесты. Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, мыльные пузыри, и т. д.
• Развиваем воображение
1 “В доме моем тишина”
сл. и муз. Т. Боровик
нотный пример 1
1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)
2. В доме моем тишина.
В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)
3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)
4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)
Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков
2 «Найти у соседа носик»
3 «Шуршунчики»
Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности. Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т. д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.
4 «Волшебные барабаны»
Бьё т волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.
5 «Прыг – скок» В. Данько.
(Игра с чередованием tutti и solo : у всех детей кроме солистов две палочки, которыми они стучать, декламируя слова рефрена.) Солисты озвучивают каждый свою строчку стиха на выбранном инструменте.
Палочки -, коробочка, ложки -, тон блок двойной
Прыг скок! Прыг скок! -
Сел кузнечик на листок
Прыг скок! Прыг скок!
Лягушонок - на мосток.
Прыг скок! Прыг скок! –
Скачет козлик по дорожке
Прыг скок! Прыг скок! –
Это прыгают ладошки!
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
Фантазируем и импровизируем.
6 Деревянные разговоры.
Предлагаем взять инструменты (рубель, трещотку, ксилофон, ложки)
И «поговорить» друг с другом.
Задание образное, разговор лошадки с кузнечиком (ложки с ксилофоном,
белки с собачкой (рубель с коробочкой или две коробочки и т. д.).