Кристина Воробьева
Операционные карты как средство формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Операционные карты как средство формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением
Одной из основных трудностей освоения навыков самообслуживания является неспособность ребенка удержать в голове схему действий: необходимо постоянное напоминание о каждом шаге. Помимо собственных проблем ребенка с нарушением слуха, связанных с затруднённым восприятием последовательности, непоследовательность взрослых может создавать дополнительные трудности. Если педагоги иначе учат ребенка одеваться, убирать со стола, мыть руки и т. п., эти ситуации будут по-прежнему подвергать ребенка в растерянность: «А что делать дальше?». Очень важно, чтобы и родители и педагоги повторяли одни и те же шаги. Педагоги должны быть в курсе той последовательности, которую родители повторяют с ребенком дома в освоении того или иного навыка.
Публикация «Операционные карты как средство формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Прежде чем начать обучение, необходимо определить порядок действий.
Полезно сначала расписать последовательность своих шагов при выполнении данной деятельности, сравнить ее с действиями других членов семьи, выбрать наиболее удобный для всех, кто будет учить ребенка, вариант.
Важно отмечать сначала тот факт, что ребенок просто терпеливо ждёт или помогает одеть его, поднимает ногу, пытается попасть в штанину («мы одеваемся вместе, ты так мне помогаешь»). Его руками необходимо начинать подтягивать штаны вверх, а по мере увеличения его активности и самостоятельности в выполнении данного действия, освобождать его руки, лишь подталкивая их вверх, и затем начинать подключать его раньше и раньше.
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с нарушением слуха создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение – это необходимое условия развития. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастет в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь может организовать его поведение.
В процессе работы с детьми с нарушением слуха целесообразно использовать операционные карты. Операционная карта – это последовательность картинок (символов, отражающих этапы выполнения того или иного действия.
Наряду с термином «операционные карты» используется понятие «пооперационные карты».
Режим дня ребенка чаще всего складывается естественным путем.
Однако для ребенка с нарушением слуха проводится специальная работа по организации режима, так как у него не сформировано умение выражать свои физиологические потребности. Так же он не может спонтанно
усваивать социальный смысл происходящего, он не может понять, почему происходит повторение каких-либо действий. Формирование самостоятельности необходимо проводить с помощью специальной работы, которая направлена на запоминание последовательности событий, происходящих на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации.
Для развития самостоятельности у детей с нарушением слуха необходимо создавать такие ситуации, где он сможет продолжить начатое дело. Для запоминания последовательности событий в течение дня лучше использовать картинки, расписание, книжка-раскладушка, которые рассказывают о режиме дня ребенку. Такие картинки можно нарисовать вместе с ребенком. Совершая действия в течение дня, например, накрывая на стол, сначала нужно вспомнить и повторить необходимый порядок действий, а затем приступить к их выполнению. Категории времени дети с нарушением слуха усваивают с трудом, так как время является абстрактной категорией. У ребенка с нарушением слуха необходимо формировать элементарные представления о времени. Для этого следует использовать самодельные книжки-раскладушки, которые рассказывают ребенку о режиме дня, знакомят его с разными частями суток. Так же можно использовать фотографии и рисунки ребенка. Для этого необходимо изготовить круг, разделить его на четыре части, которые могут быть разного цвета для наглядного обозначения частей суток. В данные сектора можно помещать фотографии ребенка, где он спит, умывается, то есть его действия в разные части суток.